Из всех праздников как светских так и религиозных (кроме дня юриста, само собой) мой самый любимый – это, пожалуй, православный день Собора всех сил бесплотных. Если бы мне нужно было «изобресть» день народного единства – я бы придумал не некое 4 ноября – а 21 ноября. И вот почему: праздник этот очень почитаемый и «ликвидный» в самых ортодоксально-православных и казачих кругах; это праздник, которому искони ( с 6 века) уделяется подчеркнутое церковное внимание. Вместе с тем, трудно представить другой такой день в церковном году, который был бы столь эклектичен. Начнем с того, что, по словам Василия Васильевича Болотова, поводом для установления этого праздника послужила драка в храме архангела Михаила, организованная императором Анастасием 21 ноября 509 года[1]. Именно в этот день церковь чтит память Архистратига Михаила, а с ним еще семи архангелов, именуемых на этот праздник в храмах по всей православной ойкумене: среди этих имен интерес вызывают как минимум двое: Варахиил и Иегудиил, упоминание которых не встречается нигде в православных источниках до 1700 года. Откуда же они пришли в православие? Давайте посмотрим: В 15 веке ко двору Фердинанда и Изабеллы Кастильской, известных как чета "католических королей" пришел монах по имени Иоанн Менезиус Амадеус де Сильва, провозгласивший, что около 1460 года получил откровение: новый апокалипсис , продиктованный ему архангелом Гавриилом (и по контексту другими шестью архангелами). Они сообщили, что грядет новая эра: эпоха объединения всех держав и вер и народов "во паству едину" под предводительством "последнего императора"[2] (ну, когда такие слова говорятся царю, оно намек понятен). Среди имен семи архангелов, с которыми беседовал Амадей и прозвучали те самые Варахиил и Иегудиил. Царской чете понравилось откровение и они распорядились включить имена семи в церковный календарь[3]. Но откуда же сам католический мистик взял этих архангелов? И тут начинается самое интересное: Православная энциклопедия (легальный, нормативный документ, тома которого стоят на полках настоятелей) сообщает нам что имя Варахиил пришло к нам в Россию из "еврейской и христианской апокрифической литературы (3 Енох 14;17")[4]. И это оочень знаково и вызывает массу вопросов: чисто каббалистическая книга 5 века, принадлежащая к так называемой литературе хейхалот названа "и христианским апокрифом" с каких пор? Почему? Ведь столько обличений и педагогического гнева было вылито на иудаизм со стороны православного официоза, столько обвинений в прямом сатанизме - и тут в официальном источнике одну из значительных каббалистических книг называют христианской, как бы легитимизируя ее; правда там не сказано, что книга из ряда "литературы небесных чертогов" (хейхалот) и даже не сказано, что она иудейская, а кокетливо написано "еврейская" мол "мало ли еврейских книг на свете"). Но что еще любопытнее, что про Амадея Португальского (того самого) в статье ни слова. Получается несколько парадоксальная картина. При выборе из двух "компроматов" официальный глас церкви скорее признàется в связи с каббалой, нежели чем с католичеством? Иногда я чувствую себя советским человеком, который читает газету "Правда" между строк и делает выводы... получается интересно)). К слову сказать, в означенной 3 книге еноха упоминается архангел Баракиэль, властитель молний, а не Варахиил (Брохиэль "благословение господне"); то есть мы имеем дело с легкой путаницей авторами энциклопедии понятий "барак" (молния) и "броха" благословение, но это нормально; и тем не менее, Варахиил именно оттуда родом, из иудейской мистики, его имя встречается в книге Зогар I.109а, где он назван одним из "оттенков, коими полыхает тайна небес". Насчет того, насколько таинственен Варахиил – не скажу, а вот о том, как католический мистик из Португалии мог познакомиться с каббалой - секрета никакого нет: та эпоха и те края знаменуются расцветом оной. И все же как причудливы и таинственны бывают история и человеческие судьбы. Именно Фердинанд и Изабелла, те самые властители перед которыми предстал португальский мистик, изгнали евреев из Испании в 1492 году! Вполне возможно, что пропитанное каббалистичностью сочинение монаха сыграло свою роль в воодушевлении монархов и было одним из факторов, который вдохновил чету на репрессии. Ведь откровение льстило королю Испании, а значит давало индульгенцию, а то и подстрекало. Века спустя под влиянием католической эзотерики находился уже православный святой Дмитрий Ростовский - он и позаимствовал[5] имена оттуда, а уже из его проповедей Варахиил попал в православные храмы, и даже там прижился, ведь на фасаде Храма Христа Спасителя имеется его статуя… косвенно говоря, получается это памятник книге Зогар на лице главного храма страны)). Но на этом приключения ангелов в России не заканчиваются: ведь имеется еще один –Иегудиил - и этот вообще нигде не числится[6], кроме работ упомянутого монаха… но зато какое имя!). Помимо всего прочего в повседневность имена этих ангелов вошли с практикой призвания имени соответсвующего архангела на каждый день недели, что в свою очередь очень напоминает те самые каббалистические сочинения эпохи второго Храма – литературу Хейхалот,(3 енох) где уважаемые рабби должны были именовать ангелов, дабы пройти к небесным чертогам бога.) Чудо, а не праздник. Где еще найдешь такое единение вер, культур и эпох: католицизм, мордобой, каббала и древние практики, которые восходят аж к Иосифу Флавию[7])).
Сноски.
[1] - см статью Болотова в "Христианское чтение", изд при спбда, за 1892 г. ноябрь-декабрь. Стр 595:
"в неназванном месяце отщепенцы — монофиситы в Константинополе с полчищем наемной черни пришли в воскресенье во храм архангела во дворце οἱ ἀποσχίαται—ἐν κυριακῇ εἰαῆλθον εἰς τὸν ναὸν τοῦ ἀρχαγγέλου ἐν τῷ παλατίῳ, и когда певцы запели трисвятое, то отщепенцы принялись вторить его с излюбленною прибавкою «распныйся за ны». В следующее воскресенье они повторили свою выходку в великой церкви, τῇ ἐπιούσῃ κυριακῇ τὰ ὅμοια ἐν τῇ μεγάλῃ ἐκκλησία ἐποίησαν, но здесь дело дошло дорукопашного боя, и их выгнали из церкви. Монофиситы свою демонстрацию устроили видимо с соизволения императора Анастасия, если только не прямо по его наущению. Выбрано было, дли первого опыта, такое воскресенье, когда σύναξις совершалось во дворцовой церкви архангела, в которой—в позднейшее время—оно бывало 8 ноября."
[2] - Fernando Cervantes, Andrew Redden "Angels, demons and the new world" Cambridge. Publisher "Cambridge University press" , page 180. 2013
[3] В общекатолический календарь эти имена так и не вошли: там празднуют только троих: Михаила, Гавриила и Рафаила.
[4] - "Православная энциклопедия том VI" М. Изд "Церковно-научный центр "православная энциклопедия" , стр 555. 2003
[5] - Четьи-Минеи за 26 марта (издано впервые в 1700)
[6] в статье "Иегудиил" в православной энциклопедии так же о католических истоках этого имени - полная тишина. Лишь очень размытое "это имя было сохранено в священном предании Церкви" см Православная энциклопедия том XXI" М. Изд "Церковно-научный центр "православная энциклопедия" , стр 188. 2009
[7] Флавий пишет об интересной клятве при "постриге" в ессеи "оберегать книги общества и имена ангелов" Bella II.8.7 цит по "Иудейская война под ред Ковельмана, М Гешарим, 2008 стр 130