Перед приходом в мир Спасителя Господь послал Иоанна Крестителя подготовить Христу путь.
Вот что Иоанн говорил о своем служении: "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие" (Лук.3:4-6) .
Креститель призывал людей к покаянию. Всякий дол да наполнится. Говоря современным языком, низкая самооценка пусть повысится. Всякая гора и холм да понизятся. Гордыня должна сокрушиться. Завышенная самооценка понизиться. Кривые пути пусть выпрямляются, потому что Господь есть Бог правды и истины. Тогда только узрит всякая плоть спасение Божье!
Интересно посмотреть на самооценку величайшего из Апостолов. Вот как он видел себя когда-то: "я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне" (Деян.22:3).
В послании к Филиппийцам он пишет: "хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный" (Фил.3:4-6).
Можно говорить, что было время, когда Павел (тогда еще Савл), утверждал себя, основываясь на своем высоком происхождении, хорошей семье, прекрасном образовании и ревностной религиозности.
Потом в его жизнь пришел Христос и система ценностей великого апостола радикально поменялась: " Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа" (Фил.3:7,8).
Интересно, что слово, переведенное здесь как "сор" в оригинале значит "помет, навоз". Таким образом по сравнению с Личностью Христа, все прежние ценности радикально потеряли свое значение.
Теперь "маятник качнулся в другую сторону" и Ап. Павел пишет: "Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый" (1Тим.1:15).
А в послании к Коринфянам, еще более жестко говорит о себе в контексте явления Воскресшего Христа, Который "явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию" (1Коринф.15:7-9).
Слово, переведенной как "изверг", в оригинале это "выкидыш, жалкий недоносок". Сильное самоуничижение...
Впрочем, Апостол вообще не хочет судить о себе и тем более сравнивать себя с другими людьми: "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь" (1Коринф.4:3,4).
Таким образом, самооценка христианина прежде всего заключается в его личных отношениях с Сыном Божьим, по сравнению с Которым все остальное представляется чем-то очень легковесным и пустым.