Начало здесь.
Предыдущая часть здесь.
Статья-навигация по каналу здесь.
-Сергей Викторович, - Наташа дождалась, пока из палатки для совещаний выйдет замполит, - можно с вами поговорить?
-Конечно, - с готовностью кивнул мужчина, - что-то случилось? У вас какие-то проблемы?
-Вот скажите мне, Сергей Викторович, вы же много лет в армии... и видели всякое... ну неужели у нас здесь всё настолько... я даже не знаю... плохо, что ли... чтобы вот такие вот вещи происходили?
-Да нет..., - замполит полез в карман за сигаретами, - есть части, в которых творится реальная дичь. Причём на всех уровнях. Вот там, действительно, тяжело. Тяжело со всем эти бороться. А мне по должности положено. Да и по совести... А здесь... не лучше и не хуже... среднестатистическая часть со среднестатистической погрешностью.
-Вот так вот...
-Есть, конечно, и образцово-показательные части... Но... там тоже не всё гладко.Многое скрывается, чтобы не портить мнение и авторитет. Тоже всякое происходит. Есть даже такое мнение, что уставщина - хуже дедовщины. Но, опять же, каждому своё. Вот вы бы что предпочли?
-Я бы предпочла, чтобы у всех всё было хорошо. Чтобы никто никого не бил, не унижал, чтобы парни, отслужив положенное, спокойно возвращались домой. Целыми и невредимыми. Чтобы никто не издевался над своими организмами.
-Вы когда-нибудь увлекались психологией? - внезапно спросил замполит.
-Психологией? Нет. При чём тут это?
-Знаете, лично мне это очень интересно. Взаимоотношения людей... желание понять, почему они в той или иной ситуации поступаю так, как поступили... Модель общества представляете?
-Честно говоря, я никак не могу понять, к чему вы ведёте...
-Ну вот смотрите... возьмём общество в целом. Все люди разные. Кто-то стремится учиться, получать новые знания, покорять новые высоты. И ведёт себя очень правильно. Кто-то живёт так, как привык он сам и как научили жить родители. Никуда не стремится. Их всё устраивает в их жизни. Есть однокомнатная квартира - и хорошо. Есть возможность переехать в жилплощадь побольше - ещё лучше. А есть маргиналы. У этих всё сводится к неким низменным стремлениям. Работать не хотят. Им проще украсть. Ещё они подвержены различным порокам. Алкоголь, наркотики... То есть в любом обществе есть определённый процент условно идеальных людей, основная масса тех, кого в общем-то, всё устраивает, и некоторый процент маргинальных личностей. И вот последние то, очень любят жаловаться на свою судьбинушку. И тут плохо. И там не дают развиваться. И судьба у них тяжелее, чем у остальных... Среди таких людей самый высокий процент преступников различного уровня.
Если задаться целью и создать идеальное общество, чтобы у всех, как мечтали когда то в нашей стране, всё было одинаковое... Дать каждому по хорошей квартире, по машине, одинаковое количество денег. Работу. Знаете, что произойдёт через некоторое время?
-Что?
-Общество снова станет разномастным. Те, кто хочет спиться - сопьются. Найдут причины. Продадут машины, начнут менять квартиры на поменьше... и снова скатятся в самый низ социальной лестницы. Начнут снова совершать преступления. Потому что у них такое мировоззрение и мироощущение.
-Это вы к чему?
-К тому, что в мире нет ничего идеального. Это нужно постоянно отсеивать тех, кто выбивается из этой самой идеальности. Проводить некий отбор. В том числе и на генетическом уровне. А это просто невозможно. Знаете поговорку про паршивую овцу?
-Которая всё стадо перепортит?
-Да. Если вернуться к нашему разговору - нет ни одной идеальной войсковой части. Где-то лучше, где-то хуже, чем у нас. Это зависит от многих факторов. От того, как к этому относятся командиры всех уровней. Вот вы сегодня начали об этом говорить. Кто-то рукой махнул. Этих не трогают - и им нормально. Или думают, что их это не коснётся. А кто-то принял к сведению. Это и про неравнодушие в том числе. Залесского вот это волнует. Он хочет, чтобы порядок был. А вы помогаете этот порядок поддерживать. Вовремя реагируете на проблему и требуете реагировать других. И Залесский требует этого порядка от подчинённых. Командир недавно сказал, что ему страшно представить, если бы на вашем месте был изначально какой-то другой фельдшер. Тогда творящегося бардака было бы намного больше. Хотя все, вроде, знают свои должностные обязанности. Но не все их исполняют.
И всегда будут бойцы, которые косячат. В каждом призыве. У них ещё и возраст такой - приключений требующий. И мозги не настолько развиты, чтобы понимать долгосрочную перспективу своих поступков. И наша задача - не давать бойцам лишней свободной с минуты. Чтобы всякие глупости в бошки не лезли.
-А можно ещё вопрос?
-Давайте.
-До меня тут слухи дошли... что два бойца сбежали...
-Это, к сожалению, не слухи...
-Хочется, так сказать, из первоисточника услышать...
-История банальна. Два бойца, не особо обременённые интеллектом, решили податься в СОЧ - самовольно оставить часть и купить алкоголь для более весёлого времяпрепровождения. Их в селе поймали и взяли в рабство.
-Прямо в рабство?
-Ну да, - кивнул замполит, - они работали на каких-то полях, пасли овец в горах... вот там то их и нашли разведчики федеральных войск. Вернули. С ними была проведена работа. Отработали особисты. И умысла не нашли.
-Но мотивы то они должны были объяснить?
-Мотивы? Да ничего они не смогли объяснить. Да, сбежали за водкой. Да, жили селе. Да, пасли овец. Нет, сбежать не пробовали. И снова сбежали.
-Куда?
-Не знаю. Ищут.
-И опять спустят на тормозах, если найдут?
-Нет, конечно. В этот раз нет. Здесь уже будет суд за дезертирство. И Бог ещё знает, что им могут вменить особисты.
-Спасибо, Сергей Викторович...
-Вам стало понятнее? - улыбнулся замполит.
-Честно? Нет. Всё стало ещё более запутанно. Некоторых вещей мне никогда не понять. Бойцов, которые жалуются мамам. Мамаш, которые прилетают сюда.
-Наташа, это прото у вас пока своих детей нету. Кто знает, как бы вы себя повели. Возможно, что тоже прилетели бы за своим сыном в любую точку мира. Скорее всего, вы бы стали вести себя адекватнее, и не обвиняли всех вокруг. Постарались бы разобраться в ситуации. Просто нужно поставить себя на место этой женщины.
Она получает письмо, в котором сын жалуется ей на беспредел творящийся вокруг. Мы же не знаем конкретно, что он написал. А мать просто додумала и допридумывала. И хорошо, что на самом деле всё оказалось не так. Но ей то каково? Она ведь там, дома, в полном неведении. Сын находится в районе боевых действий. Неизвестно, в каких он условиях, и что делает. Каждое письмо от него - как глоток свежего воздуха. И тут он пишет, как над ним издeвaются. Все. И командиры всех мастей. И медики, которые бездействуют и хамят...
-А сейчас ей каково? Узнать, что сын, мало того, что ей наврал. Так ещё и косячит.
-А вот это уже на его совести. И дослуживать ему придётся всё в том же противотанковом дивизионе. Рядом со своими боевыми товарищами, которые, по его же словам, его унижают. И со своим ротным... Да его сейчас не дедовщиной, а только уставом можно так зад...очить...
-Ну а домой он вернётся?! Ветеран боевых действий! Будет всем рассказывать, как он тут служил! Героя из себя корчить! А потом про него кто-нибудь расскажет правду! А маме, опять же, каково?
-Наташа, они не думают об этом, когда пишут такие письма. Может, человек привык врать. Врать и выкручиваться. И все годы так жил. Дома, в школе, с друзьями... А вот тут вот таким боком вылезло... Так что, как ни крути... а всё не так однозначно, как кажется вначале.
-Ладно, Сергей Викторович, спасибо за беседу. Пойду я ужин пробовать... А в посёлок завтра кто-нибудь поедет?
-Вам там что-то нужно?
-Карандаши цветные и ватман.
-Приходите завтра. Я вам это и так выдам.
Продолжение в следующей части.
***************************************
Если Вы первый раз на моём канале, и сюжет рассказа Вас заинтересовал, то рекомендую зайти в навигационную статью, и начать с рассказа "Женя, Женечка, и ... счастье". И продолжение "Женечка. Другая жизнь." Вам станет понятнее.