В странах с тоталитарным режимом предлагали масштабные и странные архитектурные проекты. Реализованы были не все.
Дворец Советов в Москве: ужасающее чудо архитектуры
В 1931 году в СССР объявили конкурс на проект здания, которое должно было символизировать собой мощь и величие советской России. Речь идет о Дворце Советов, под который отводилась площадь в 11 гектаров. Предполагалось, что на здании будет красоваться 100-метровая скульптура вождя. Разместить постройку решили на месте Храма Христа Спасителя. Его взорвали, на этом месте вырыли огромный котлован. Однако реализовать идею оказалось не так-то просто: геологическое строение участка для такой постройки не годилось. Затем грянула война, и строительство приостановили.
Зал Народа - нацистская утопия
Вообще, к огромным конструкциям тяготеют тоталитарные режимы. Так, например, личный архитектор фюрера все время разрабатывал фантастические проекты, которые должны были отразить величие Третьего рейха. В центре Берлине он хотел разместить самое большое в мире административное здание высотой 400 метров. Венчать эту постройку должен был 50-метровый орел. Осуществить идею не удалось из-за высокой стоимости строительства. Кроме того, на севере Берлина планировалось размещение Зала Народа. По проекту этот зал был рассчитан на 180 тысяч человек. С северо-запада к постройке должен был примыкать громадный бассейн.
Башня Татлина: город оказался не готов
После Октябрьской революции Советы задумались о том, как должны выглядеть и называться улицы крупных городов. Художник Владимир Татлин, представитель русского авангарда, разработал сразу несколько смелых проектов. Один из них — памятник III Коммунистического интернационала, или башня Татлина.
По проекту, железный монумент предназначался для размещения высших органов Коминтерна. Этакое пристанище для чиновников в лучших модернистских традициях. Главная «фишка» состояла в том, что чиновники должны были разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях. Планировалось, что самое большое нижнее здание будет вращаться со скоростью один оборот в год, здесь должны были проводиться партийные конференции. Остальные здания вращались бы со скоростью один оборот в месяц, день и час.
Башня Никитина — Травуша: проект, не доведенный до конца
В 1960-х годах крупная японская компания обратилась к главному конструктору Останкинской телебашни Николаю Никитину и его команде с предложением спроектировать небоскреб высотой 4000 метров и диаметром основания 800 метров. Предполагалось, что Башня Никитина — Травуша будет жилым зданием и вместит до полумиллиона человек. В проекте учитывались и климатические особенности Японии, включая землетрясения.
Памятник Колумбу (автор Константин Мельников)
Советский художник-авангардист разработал монумент, который символизировал единство Америки и Европы. Предполагаемая высота — 200 метров. Верхний конус памятника должен был иметь полость для сборы дождевой воды. Вода приводила бы в движение турбину в основании монумента. Проект так и остался на стадии задумки.