Найти тему
Вижу красоту

1973 год: фарфор Асты Бржезицкой на выставке в Московском доме художника

Аста Бржезицкая // Работница, 1973. –№ 3. С. 25.
Аста Бржезицкая // Работница, 1973. –№ 3. С. 25.

Друзья, в честь 110-летия со дня рождения обожаемой мной Асты Давыдовны Бржезицкой (5(18). 07.1912–07.01.2004) хочу вновь вас познакомить с её произведениями, представленными на групповой выставке в Доме художника в феврале 1973 года в Москве.

Светлов И. Скульптура (Аста Бржезицкая) // Выставка живописи и скульптуры. Каталог (Московского дома художника. Кузнецкий мост, 11). – М., 1973. – С. 55–65.

Трёх скульпторов разных художественных судеб и творческих манер – М. Смирнова, А. Бржезицкую, М. Холодную – сближает вера в искреннее, вдохновлённое живыми впечатлениями искусство, поиски в нём своего собственного пути, связанного с жизнью нашей страны. Есть и ещё одна общность – работа в материале: дереве, керамике и фарфоре, понятая как важный пункт образной и пластической концепции.

Аста Бржезицкая. Скульптура «"Русалка" на клубной сцене» (из сюиты «Народные таланты»). 1969 – начало 1970-х. Дулёво. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Источник: izi.travel/ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «"Русалка" на клубной сцене» (из сюиты «Народные таланты»). 1969 – начало 1970-х. Дулёво. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Источник: izi.travel/ru

<…> После компактных, экономных по своим формам и лишь иногда слегка подкрашенных скульптур Смирнова фарфор Асты Бржезицкой переносит в мир, полный превращений, шумный, праздничный, бурливый, в котором реальность причудливо смешивается с фантазией. Всё движется, переливается, принимает подчас неожиданные очертания и этот карнавал озарён доброй улыбкой.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Ромео и Джульетта». 1955. Дулёво. Высота 16,7 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-415. Госкаталог: 3473180. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Ромео и Джульетта». 1955. Дулёво. Высота 16,7 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-415. Госкаталог: 3473180. Источник: goskatalog.ru

Самые лучшие композиции в фарфоре исполнены Бржезицкой во второй половине 60-х и 70-х годов. Нельзя сказать, что всё созданное художником до этих пор, не представляло ценности. В определённый период Бржезицкая отдала дань тенденциям украшательства и, вместе с тем, даже в ту пору появлялось у неё немало интересного.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Пётр I». 1946. Высота 50 см // Сафонова М.А. Музей Дулёвского фарфора. Том I: скульпторы. М., 2019.
Аста Бржезицкая. Скульптура «Пётр I». 1946. Высота 50 см // Сафонова М.А. Музей Дулёвского фарфора. Том I: скульпторы. М., 2019.

Высокую оценку со стороны её учителя, замечательного скульптора и педагога Александра Терентьевича Матвеева получила статуарная миниатюра «Петр I» (1946), в которой есть благородная динамика и характерность целого.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Снежная королева». 1957. Музей Дулёвского фарфорового завода
Аста Бржезицкая. Скульптура «Снежная королева». 1957. Музей Дулёвского фарфорового завода

Из сказочных сюжетов производит впечатление сидящая в окружении синих птиц королева, по белому платью которой, словно хлопья снега, пробегают редкие синие узоры.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Гулливер у лилипутов». 1957. Дулёво. Высота 23 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11953. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Гулливер у лилипутов». 1957. Дулёво. Высота 23 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11953. Источник: goskatalog.ru

А премированные на Брюссельской всемирной выставке (1958) «Гулливер» и «Тартарен» – произведения, в которых художник одна из первых возвращается к кобальтовой росписи – полны бодрых жизненных ритмов.

И всё же именно в смелых экспериментах, показанных на выставках конца 60–70-х годов, в несравненно большей мере раскрылось природное дарование Бржезицкой. В её богатой художественной фантазии – элементы театральности, литературности, законы пластики и декоративности соединяются в причудливом хороводе, не каждый раз в точной соразмерности, но всегда темпераментно и ярко. Рождённые воображением скульптора проносятся перед зрителем картины цирка, театральные сцены, поэтически понятые эпизоды будней.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Укротительница свинок». 1968. Музей Дулёвского фарфорового завода
Аста Бржезицкая. Скульптура «Укротительница свинок». 1968. Музей Дулёвского фарфорового завода

Первой появилась серия «Цирк» (1967).

Аста Бржезицкая. Скульптура «Новый аттракцион». 1968. Музей Дулёвского фарфорового завода
Аста Бржезицкая. Скульптура «Новый аттракцион». 1968. Музей Дулёвского фарфорового завода

Изображения дрессировщика, под головой которого причудливо скрещиваются хвосты леопардов,

Аста Бржезицкая. Скульптура «Дрессировщица со львом». Музей Дулёвского фарфорового завода
Аста Бржезицкая. Скульптура «Дрессировщица со львом». Музей Дулёвского фарфорового завода

льва, положившего лапы на плечи молоденькой циркачке,

трубача с лошадью, запомнились динамикой, свежестью композиции, праздничностью раскраски, в которой белые тона сочетались с голубыми, красными, розовыми, золотистыми.

Группа «Трубачи» – лучшая работа серии, воспринимается как обобщённый образ цирка с его романтикой, нарядностью, волшебством. Цветовая гамма – различные сочетания чёрного с золотом – изысканна.

Создавая выразительное пространственное совмещение силуэтов, Бржезицкая одновременно совершает принципиальный для себя шаг, делая сдержанное благородство цвета средством художественного обобщения. В дальнейшем многие лучшие произведения художника возникают именно на этой основе.

-14

Проблема концентрации образа, меры экспрессии, единства различных компонентов выразительности имеет для Бржезицкой особую остроту. Подлинные удачи рождаются у неё тогда, когда отвергая привычный тип станковых решений, она ищет выразительную декоративность.

Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Принцесса». Из сюиты «Вахтанговцы. Принцесса Турандот». 1971. Дулёво. Высота 44,0 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13316110. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Принцесса». Из сюиты «Вахтанговцы. Принцесса Турандот». 1971. Дулёво. Высота 44,0 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13316110. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

О сложности этого процесса свидетельствует сюита «Принцесса Турандот» (1969–1971). Знаменитый вахтанговский спектакль ещё в юности произвёл поистине потрясающее впечатление на будущего художника. Вихрь цвета, злободневность сюжета, раскованность актёров – ошеломили её.

Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Принц». Из сюиты «Вахтанговцы. Принцесса Турандот». 1971. Дулёво. Высота 32,7 см Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13316101. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Принц». Из сюиты «Вахтанговцы. Принцесса Турандот». 1971. Дулёво. Высота 32,7 см Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13316101. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Впоследствии десятки раз видела Бржезицкая возобновлённую театром постановку. Все три композиции, составляющие её сюиту, – изображение сцен с участием известных актёров вахтанговского театра Ю. Яковлева, М. Ульянова и других.

Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Сон принца». Из сюиты «Вахтанговцы. Принцесса Турандот». 1971. Дулёво. Высота 39,7 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13316106. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Сон принца». Из сюиты «Вахтанговцы. Принцесса Турандот». 1971. Дулёво. Высота 39,7 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13316106. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Когда эта портретная характерность возникает как пересчёт («Ночная сцена»), она звучит менее убедительно нежели как органическая часть яркого декоративного гротеска («Маски»). В

Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Вахтанговские маски»/ Из сюиты «Вахтанговцы. Принцесса Турандот». 1971. Дулёво. Высота 49,5 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13316116. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Вахтанговские маски»/ Из сюиты «Вахтанговцы. Принцесса Турандот». 1971. Дулёво. Высота 49,5 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13316116. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

последнем случае пространственная свобода композиции, обилие интересных ракурсов, острота колорита, в отличие от некоторых других работ скульптора, – осознанный художественный приём, обеспечивающий впечатление театральности целиком пластическими средствами.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Мадригал». 1969. Дулёво. Высота 32,5 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-312. Госкаталог: 3473089. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Мадригал». 1969. Дулёво. Высота 32,5 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-312. Госкаталог: 3473089. Источник: goskatalog.ru

О преимуществе декоративной цельности перед типично станковыми решениями Бржезицкой свидетельствует сравнение двух изображений популярного камерного ансамбля «Мадригал».

Аста Бржезицкая. Скульптура «Мадригал». 1970-е. Дулёво. Высота 16,3 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-410. Госкаталог: 3473316. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Мадригал». 1970-е. Дулёво. Высота 16,3 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-410. Госкаталог: 3473316. Источник: goskatalog.ru

Миниатюрная группа, понятая художником как интерьерная декоративная пластика более выразительна в размере, звучании деталей, колорите росписи и умелом обыгрывании в росписи сочетания чёрно-белым с золотом.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Ох уж эта молодёжь». 1972. Музей Дулёвского фарфорового завода
Аста Бржезицкая. Скульптура «Ох уж эта молодёжь». 1972. Музей Дулёвского фарфорового завода

С 1954 года началось знакомство Асты Давыдовны Бржезицкой с Дулёвским фарфоровым заводом. Она хорошо знает старых и только недавно пришедших мастеров, молодых рабочих (последние изображены в оригинальной по ритму композиции «Ох, уж эта молодёжь» (1972 год).

Аста Бржезицкая. Панно «Дулёвский сувенир». Музей Дулёвского фарфорового завода
Аста Бржезицкая. Панно «Дулёвский сувенир». Музей Дулёвского фарфорового завода

Не случайно поэтому одна из последних работ скульптора названа «Дулёвский сувенир» (1972 год). Большая форма, напоминающая по своим очертаниям декоративный чайник, убедительно концентрирует в себе живописные и скульптурные элементы. В центре её изображение завода и золочёная символическая фигура рабочего. Удачно объединяются тут некоторые важные находки Бржезицкой самого последнего времени – самобытная образность композиции и смелый синтез монохромного по колориту рисунка с условной пластикой.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Михаил Ломоносов». 1963. Высота 55 см // Сафонова М.А. Музей Дулёвского фарфора. Том I: скульпторы. М., 2019.
Аста Бржезицкая. Скульптура «Михаил Ломоносов». 1963. Высота 55 см // Сафонова М.А. Музей Дулёвского фарфора. Том I: скульпторы. М., 2019.

Сегодня скульптор, по-видимому, приближается к такому рубежу, когда раскованность фантазии всё чаще получает ёмкое и целостное пластическое воплощение.

<…> Увлечённое познание специфики материала помогает скульпторам осуществлять интересные замыслы. Способность настойчиво совершенствовать своё мастерство, взволнованно участвовать в движении жизни заставляет верить в перспективы их дальнейшего роста. Хочется надеяться, что настоящая выставка также будет способствовать этому.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Гамлет». 1970. Дулёво. Высота 30 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17903. Госкаталог: 12849142. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптура «Гамлет». 1970. Дулёво. Высота 30 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17903. Госкаталог: 12849142. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив

Еда
6,93 млн интересуются