Друзья, в честь 110-летия со дня рождения обожаемой мной Асты Давыдовны Бржезицкой (5(18). 07.1912–07.01.2004) хочу вновь вас познакомить с её произведениями, представленными на групповой выставке в Доме художника в феврале 1973 года в Москве.
Светлов И. Скульптура (Аста Бржезицкая) // Выставка живописи и скульптуры. Каталог (Московского дома художника. Кузнецкий мост, 11). – М., 1973. – С. 55–65.
Трёх скульпторов разных художественных судеб и творческих манер – М. Смирнова, А. Бржезицкую, М. Холодную – сближает вера в искреннее, вдохновлённое живыми впечатлениями искусство, поиски в нём своего собственного пути, связанного с жизнью нашей страны. Есть и ещё одна общность – работа в материале: дереве, керамике и фарфоре, понятая как важный пункт образной и пластической концепции.
<…> После компактных, экономных по своим формам и лишь иногда слегка подкрашенных скульптур Смирнова фарфор Асты Бржезицкой переносит в мир, полный превращений, шумный, праздничный, бурливый, в котором реальность причудливо смешивается с фантазией. Всё движется, переливается, принимает подчас неожиданные очертания и этот карнавал озарён доброй улыбкой.
Самые лучшие композиции в фарфоре исполнены Бржезицкой во второй половине 60-х и 70-х годов. Нельзя сказать, что всё созданное художником до этих пор, не представляло ценности. В определённый период Бржезицкая отдала дань тенденциям украшательства и, вместе с тем, даже в ту пору появлялось у неё немало интересного.
Высокую оценку со стороны её учителя, замечательного скульптора и педагога Александра Терентьевича Матвеева получила статуарная миниатюра «Петр I» (1946), в которой есть благородная динамика и характерность целого.
Из сказочных сюжетов производит впечатление сидящая в окружении синих птиц королева, по белому платью которой, словно хлопья снега, пробегают редкие синие узоры.
А премированные на Брюссельской всемирной выставке (1958) «Гулливер» и «Тартарен» – произведения, в которых художник одна из первых возвращается к кобальтовой росписи – полны бодрых жизненных ритмов.
И всё же именно в смелых экспериментах, показанных на выставках конца 60–70-х годов, в несравненно большей мере раскрылось природное дарование Бржезицкой. В её богатой художественной фантазии – элементы театральности, литературности, законы пластики и декоративности соединяются в причудливом хороводе, не каждый раз в точной соразмерности, но всегда темпераментно и ярко. Рождённые воображением скульптора проносятся перед зрителем картины цирка, театральные сцены, поэтически понятые эпизоды будней.
Первой появилась серия «Цирк» (1967).
Изображения дрессировщика, под головой которого причудливо скрещиваются хвосты леопардов,
льва, положившего лапы на плечи молоденькой циркачке,
трубача с лошадью, запомнились динамикой, свежестью композиции, праздничностью раскраски, в которой белые тона сочетались с голубыми, красными, розовыми, золотистыми.
Группа «Трубачи» – лучшая работа серии, воспринимается как обобщённый образ цирка с его романтикой, нарядностью, волшебством. Цветовая гамма – различные сочетания чёрного с золотом – изысканна.
Создавая выразительное пространственное совмещение силуэтов, Бржезицкая одновременно совершает принципиальный для себя шаг, делая сдержанное благородство цвета средством художественного обобщения. В дальнейшем многие лучшие произведения художника возникают именно на этой основе.
Проблема концентрации образа, меры экспрессии, единства различных компонентов выразительности имеет для Бржезицкой особую остроту. Подлинные удачи рождаются у неё тогда, когда отвергая привычный тип станковых решений, она ищет выразительную декоративность.
О сложности этого процесса свидетельствует сюита «Принцесса Турандот» (1969–1971). Знаменитый вахтанговский спектакль ещё в юности произвёл поистине потрясающее впечатление на будущего художника. Вихрь цвета, злободневность сюжета, раскованность актёров – ошеломили её.
Впоследствии десятки раз видела Бржезицкая возобновлённую театром постановку. Все три композиции, составляющие её сюиту, – изображение сцен с участием известных актёров вахтанговского театра Ю. Яковлева, М. Ульянова и других.
Когда эта портретная характерность возникает как пересчёт («Ночная сцена»), она звучит менее убедительно нежели как органическая часть яркого декоративного гротеска («Маски»). В
последнем случае пространственная свобода композиции, обилие интересных ракурсов, острота колорита, в отличие от некоторых других работ скульптора, – осознанный художественный приём, обеспечивающий впечатление театральности целиком пластическими средствами.
О преимуществе декоративной цельности перед типично станковыми решениями Бржезицкой свидетельствует сравнение двух изображений популярного камерного ансамбля «Мадригал».
Миниатюрная группа, понятая художником как интерьерная декоративная пластика более выразительна в размере, звучании деталей, колорите росписи и умелом обыгрывании в росписи сочетания чёрно-белым с золотом.
С 1954 года началось знакомство Асты Давыдовны Бржезицкой с Дулёвским фарфоровым заводом. Она хорошо знает старых и только недавно пришедших мастеров, молодых рабочих (последние изображены в оригинальной по ритму композиции «Ох, уж эта молодёжь» (1972 год).
Не случайно поэтому одна из последних работ скульптора названа «Дулёвский сувенир» (1972 год). Большая форма, напоминающая по своим очертаниям декоративный чайник, убедительно концентрирует в себе живописные и скульптурные элементы. В центре её изображение завода и золочёная символическая фигура рабочего. Удачно объединяются тут некоторые важные находки Бржезицкой самого последнего времени – самобытная образность композиции и смелый синтез монохромного по колориту рисунка с условной пластикой.
Сегодня скульптор, по-видимому, приближается к такому рубежу, когда раскованность фантазии всё чаще получает ёмкое и целостное пластическое воплощение.
<…> Увлечённое познание специфики материала помогает скульпторам осуществлять интересные замыслы. Способность настойчиво совершенствовать своё мастерство, взволнованно участвовать в движении жизни заставляет верить в перспективы их дальнейшего роста. Хочется надеяться, что настоящая выставка также будет способствовать этому.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив