Найти тему

Дети бегущие от грозы.

Оглавление

В доме друга моего отца, в большой комнате, между многочисленными старинными фотографиями на стене висела картина. С неё на меня смотрели дети: босая девочка через мосток бежала, неся на спине маленького брата (или сестрёнку?), убегая от надвигающейся грозы. Мать дяди Славы, Августа Теодоровна, в миру тётя Гутя, с неистребимым немецким акцентом, видя, как я смотрю на картину, всякий раз спрашивала:

— Что ты мыслишь по этому поводу? Они добегут?

"Дети, бегущие от грозы". © Художник Константин Маковский. Pinterest
"Дети, бегущие от грозы". © Художник Константин Маковский. Pinterest

Дядя Слава с моим отцом были тёзками и учились в политехническом институте на одном факультете. Оба одновременно женились, а дочек, родившихся в один год в декабре, назвали Наташами. Потом мои родители уехали работать на Шпицберген, оставив меня моим бабушкам. Вернувшись с моим маленьким братом, они развелись, отец куда-то уехал, но мои бабушка и дед продолжали дружить с тётей Гутей, а я со своей тёзкой. Нам даже несколько раз справляли дни рождения вместе.

Потом умерла Наташкина мама, а следом тётя Гутя. Дядя Слава снова женился и они куда-то уехали. Перед отъездом, прощаясь, дядя Слава принёс в дом деда картину, на которой дети спасались от грозы и ещё одну, которая висела у него в кабинете. “В голубом просторе” лебеди Рылова летели, к счастью. К счастью, же плыл на горизонте кораблик. Мы обнялись с Наташкой и больше никогда не виделись.

"В голубом просторе". © Художник Аркадий Рылов. itexts.net
"В голубом просторе". © Художник Аркадий Рылов. itexts.net

Позже, заглянув за подрамник, я увидела имя автора копий этих картин. Теодор Берг. Отец тёти Гути. По профессии часовщик, он был художником-любителем. Они жили в Москве, а после революции благоразумно перебрались в Сибирь. Обе копии он писал в Третьяковской галерее. Это мне рассказал дядя Слава, с которым мы встретились много лет спустя, при весьма неприятных обстоятельствах, о которых я когда-нибудь расскажу, если у меня хватит духа.

Эти картины долго висели у нас дома. Я смотрела на них и думала: успеют дети добежать до дома, а лебеди долететь до счастья?

Передвижники и соцреализм.

В 50-е и 60-е годы прошлого века почти в каждом доме среднего достатка на стенах тосковала “Алёнушка” Васнецова с его тремя богатырями, “Грачи прилетели” Саврасова,”Девочка с персиками” Серова, “Неизвестная” Крамского, “Утро в сосновом лесу” Шишкина. Его “Рожь” украшала учебник родной речи. Это только маленькая толика картин русских художников, объединённых идеей товарищества передвижных выставок, начавшихся с 70-х годов 19 века и закончившихся в 1923году.

Девочкой из провинциального города, впервые попавшей с Третьяковскую галерею, а потом в Русский музей, я была знакома с их произведениями только по репродукциям и копиям. Помню, как меня буквально пришибло сдержанностью и скромностью истинных красок этих картин. Как моё маленькое сердце разрывалось от сострадания “Проводов покойника” Василия Перова.

"Проводы покойника". © Художник Василий Перов. muzei-mira.com
"Проводы покойника". © Художник Василий Перов. muzei-mira.com

Каждая сюжетная композиция, каждый пейзаж говорили о прошедшем тяжёлом времени. Редкие работы светились надеждой. Но это были либо сказочные красавицы и богатыри, либо тихие грустные пейзажи, или портреты серьёзных людей.

А на холстах моего времени царил соцреализм. Здоровые и счастливые пионеры и комсомольцы, индустриальные пейзажи, производственные коллективные портреты, воспевающие ударный труд пятилеток. Помню, на одной из выставок, похожих на зональную выставку “Сибирь социалистическая” несколько молодых художников стояли перед полотном, размером примерно 2 на 1,5 метра, и хохотали. Я подошла поближе. На огромном зелёном поле на линии горизонта был написан маленький вертолёт, а рядом с ним крошечные фигурки в белом.

— Что смешного? - спросила я.

— Ты на название посмотри, - ответили мне.

Картина называлась “Врачи прилетели”. На этой же выставке была работа “Ленин среди народа”, полностью напоминавшая композицию “Охотников на привале”.

“Охотники на привале”. © Художник Василий Перов. artcenter.by
“Охотники на привале”. © Художник Василий Перов. artcenter.by

Слева сидел Ленин, остальные были почти точной копией славной Перовской работы. Всё это было смешно и грустно.

Эрмитаж и “Троица” Рублёва.

В то же лето, когда была Третьяковка и Русский музей, был ещё Пушкинский музей и Эрмитаж. В которых праздничный фейерверк красок западноевропейской живописи, от ренессанса до 20-го века, наполнил меня надеждой и восторгом. И верой, что лебеди над голубым простором непременно когда-нибудь долетят до своего дома.

Какая счастливая возможность есть у наших детей и внуков отправиться хотя бы в виртуальное путешествие по музеям мира.

Какой подарок сделал нам всем Александр Сокуров, сняв фильм “Русский ковчег”, дав возможность пролететь по залам Эрмитажа.

Но если вдруг мне придётся вернуться в Третьяковку, я прежде всего пойду к “Троице” Рублёва.

В 1993 году я приступала к постановке спектакля “Не три свечи горели, а три встречи” по мотивам произведений Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама и Александра Блока. Мы с нашим другом, художником театра и кино Валерой Назаровым двое суток сидели дома и бродили по заснеженным улицам города (Валера приехал ненадолго в гости). Я просила его придумать художественный образ спектакля. По замыслу должно быть три Марины и три поэта. Этим спектаклем открывался поэтический театр в фойе. Идея этого театра принадлежала художественному руководителю Борису Нифантьевичу Соловьёву.

Мы с Валерой выпили литров десять кофе, глаза у нас были красные. Вечером он улетал. Мы внезапно оба задремали буквально минут на пять, как будто нас выключили. А потом, очнувшись, посмотрели друг на друга и выдохнули хором:

— “Троица” Рублёва.

“Троица”. © Художник Андрей Рублёв.oil-club.ru
“Троица”. © Художник Андрей Рублёв.oil-club.ru

Это дало всё художественное решение спектакля начиная с ключевой исходной мизансцены. Валера улетел, а остальное доделывал художник Сергей Наполов. Спектакль шёл семь сезонов. Но его свет до сих пор остался в моей душе.

Нам остаётся только имя….

Однажды летом в Томске мы с внучкой пришли в Музей изобразительного искусства. Там открывалась выставка коллекции музея.

Мне было очень важно, чтобы Даша вживую увидела то. Что в её возрасте когда-то увидела я. Выставка ещё не открылась, но нас пустили и мы в залах были одни. Да ещё чудесные бабушки-смотрительницы. Дашка медленно переходила от работы к работе. И вот мы подошли к той картине, которая когда-то меня влюбила в себя. А рядом ещё были несколько портретов. Даша остановилась как вкопанная.

“Портрет девушки в белом”. © Неизвестный художник. Фото семейного архива
“Портрет девушки в белом”. © Неизвестный художник. Фото семейного архива

— Бабочка, как же так? Почему они неизвестные? Разве так бывает?

— Бывает, Даша. Но ничего не проходит бесследно. Когда-то я впервые увидела эти работы. Сейчас их видишь ты. Потом их увидят твои дети. У тебя впереди ещё столько открытий. Люди тысячелетиями создавали прекрасное. Они писали картины, ваяли скульптуры, строили чудесные здания, создавали бессмертные стихи. Прозу и великую музыку. И не все их имена сохранились в истории. Но это созданное богатство принадлежит всем.

Главное — это понять и принять. Один поэт написал:

Нам остаётся только имя:

Чудесный звук, на долгий срок.

Даже если это имя “Неизвестный художник”, написавший портрет неизвестной девушки. Кстати, ты на неё удивительно похожа.

“Портреты неизвестных”. © Неизвестный художник. Фото семейного архива.
“Портреты неизвестных”. © Неизвестный художник. Фото семейного архива.

Даша помолчала и спросила:

— А поэт? Тоже неизвестный?

— А поэта зовут Осип Мандельштам.

— Хорошо, что известный. Пойдём дальше?

Мы вышли из музея. Где-то на горизонте заворчал гром. Начиналась гроза. И мы от неё убежали.

🤝 Спасибо, что прочитали до конца! Подписывайтесь на канал, пишите свои мысли в комментариях.

💥 Данный материал не является рекламой, а лишь отображает личное мнение автора, основанное на пережитом опыте. Это мнение не является истиной, и на него можно смело положить. Если ищете намёки на рекламу - ищите. Всем отличного настроения и здоровья!

👀 Читайте на канале:

📌 Дежурный ангел

📌 День сидения у окна

📌 В ночь под Рождество

📌 Как не заблудиться в зазеркалье

📌Путешествие в обратно

📌 Маленькие хитрости

📌 Тайна голубого стакана

📌 Тот, кого не видно, но...