Флоренция – великолепный старинный город, под мудрым правлением могучих, ценящих архитектурное мастерство и искусство Медичи, ставший колыбелью возрождения. Здесь творили и жили: Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи и многие другие, чьи имена навечно завязли в учебниках истории.
Но если недальновидный путешественник во времени решит посетить эту республику в последнее десятилетие XV века, казалось бы, при полном торжестве гуманизма и тяги к прекрасному, то он знатно, скажем, удивится, попав в мир «Эквилибриума».
На главной площади Синьории горят «костры тщеславия» с зеркалами, бесценными бы сегодня картинами, богатыми одеждами, парфюмерией и музыкальными инструментами. По городу везде снуют шпионы, флагелланты (самобичеватели) и дети-херувимы, бывшие грозой азартных игр, праздно разодетых женщин, да и любого порока. Всюду славят Христа, осталась только добродетель и вера в царство божие на Земле, люди искусства растворились за горизонтом, гуманисты разгромлены и притихли. Полное торжество церкви, и всё это – благодаря одной на редкость выдающейся личности – Джироламо Савонароле.
Родился наш герой 21 сентября 1452 г. в северо-итальянском городе Феррара, в старинном и обеспеченном аристократическом роду. Родители, немало вложив сил и средств в образование чада, прочили ему наследственную стезю врача, но глубокая религиозность, помноженная на замкнутость и аскетичность, пустили планы семьи под откос – Джироламо бежит 24 апреля 1475 г. в доминиканский монастырь, злые языки говорят: от неразделённой любви, но вы им не верьте.
Полностью погрязнув в монастырской библиотеке, всю силу светского образования Савонарола обратил в изучение божьего слова и не встретил никаких затруднений, с помощью всего этого поистине огромного багажа знаний, став одним из самых образованных людей эпохи.
Видя, какой бриллиант попал ему в руки, настоятель монастыря назначил его педагогом для новых братьев-доминиканцев, а в 1482г., став проповедником, Джироламо начал путешествовать по всем городам Тосканы, покоряя своими религиозными, но безумно горячими, красивыми и умными речами тысячи итальянцев, медленно, но верно зарабатывая славу лучшего из людей церкви.
Действительно лучший из Медичи – повелитель Флоренции Лоренцо Великолепный, собирал для своего города всё самое прекрасное, лучшее и прорывное, что могла родить богатая на таланты земля Италии. Мимо такой диковинки он не смог пройти и 1490 г. добился перевода Савонаролы в свои владения, в монастырь Сан-Марко, надеясь получить лучшего проповедника своего времени, но кроткого и послушного только ему. Но как же он ошибался, несмотря на то, что по всем законам жанра, церковник должен стать полностью зависимым от патрона, однако тот даже не засвидетельствовал своё почтение перед правителем, и Лоренцо это молча проглотил.
А популярность «приглашённой звезды» росла с каждым днём, закрепляя её независимость.
Каждая лекция святого отца собирала толпы народу, каждый последующий раз всё более и более. Популярность среди горожан росла в геометрической прогрессии. Из небольших церковных залов проповеди переместились на площадь Синьории, где десятки тысяч людей слушали его затаив дыхание, не взирая на пол, возраст и социальное положение.
Он видел каждого насквозь, он мог заглянуть и увидеть затаённую жажду греха в душе любого, он клеймил развращённую, прогнившую до основания церковь, во главе с грешным папой. Его жаркие проповеди громили простого обывателя, изнеженных патрициев, да и самого Лоренцо Великолепного, вздумавшего откупиться от всецело заслуженного ада. Савонарола обличал нравы, показную роскошь, распущенное искусство, гуманизм и всё прочее, что отделяло душу от рая.
И надо понимать, что это были не визги какого-то фанатика, это была непревзойдённая музыка, речь одного из лучших ораторов в истории, с помощью которой он пленил жителей всего города, получив их признание в сражении за умы. Речь, ставшая для многих непревзойдённой истиной с обязательным религиозным экстазом.
Лучшей проповедью Савонаролы стало рассуждение «об Апокалипсисе». Где он пророчил конец света, смерти папы римского и местного властителя, приход великого завоевателя Кира и наступление царства божьего на Земле. И так исторически сложилось, что буквально в течение пары лет умирает Лоренцо Великолепный, следом папа Иннокентий VIII и в 1494 г. на Апеннины вторгается французский король Карл VIII, начинаются итальянские войны.
Я вот даже не буду пытаться оценить сколько очков получил Савонарола и его последователи, даже сейчас это довольно поразительно, а в ХVвеке….
После смерти Лоренцо правителем города становится Пьеро Медичи, который был серой посредственностью, особенно на фоне своего выдающегося родителя, слишком слабый руководитель для наступивших времён. Пойдя на союз с Францией, уступив той часть крепостей для контроля области и безопасного прохода французской армии, Пьеро потерял город. Не простив уязвлённую гордость, флорентийцы изгнали своего правителя, восстановив многие республиканские учреждения, но кое-кто обладал слишком большим влиянием, и Флоренция была его.
Под влиянием Джироламо создаются Великий Совет и Совет восьмидесяти. Реформируется налоговая система, изгоняются ростовщики, вместо это создаётся государственный банк Флоренции, из государственных запасов кормятся бедняки, богатые всячески притесняются.
Кроме перечисленного в первых абзацах Синьором и королём Флоренции провозглашается ни много ни мало Иисус Христос, а его представитель – сами понимаете кто. Святотатцам по закону прокалывали языки, распущенных били плетьми, мужеложцев жгли, азартных, пьяных, праздных просто штрафовали или изгоняли. Но тут всё умеренно, в основном, выписывали штрафы, документально засвидетельствовано о сожжении одного содомита.
Но однобокие реформы заставляют бежать богачей из города и привлекает чернь и беженцев, а неудачный выбор союза выходит сильно боком – французы откатываются, терпя поражение за поражением, Флоренция теряет многое, что передавала на временное пользование, часть контролируемых муниципалитетов откалывается, с севера приходит имперская армия. Город стремительно хиреет. Приходит война, голод и болезни.
На сцену выходит папа Александр VI, он же Родриго Борджиа. Он долго пытался переманить Савонаролу на свою сторону, но каждый раз получал очередную проповедь о своих грехах. Справедливо и обидно. Очень недальновидно злить папу, особенно если он римский.
12 мая 1497 проповедника просто отлучают, в феврале 1498 г. после торжественного богослужения, тот просто сжигает буллу об отлучении, одновременно объясняя пастве, что он думает о главном священнике католического мира. Но следом летит вторая булла с таким же содержанием и приглашением к справедливому и гуманному суду с очевидным исходом, и если Джироламо не прекратит свои проповеди, то отлучат весь город. Савонарола бушевал, обличал, не принимал, требовал созыва вселенского собора, но элита смирилась и задвинула его куда подальше. Политическая карьера оказалась закончена.
5 марта 1498 года проповедовавший францисканец Франциск Пулья вызвал на «испытание огнём» Джироламо Савонаролу, который, понимая к чему всё это ведёт, принял вызов. Испытание (для тех, кто не понял – одновременное сожжение), назначенное на 7 апреля, на глазах тысяч людей прошло в спорах представителей и судей двух конфликтующих монашеских орденов, часы перепалок о правилах и условиях. Пулья не явился на организованный им праздник, а вечером вообще пошёл дождь, Савонарола, объявил себя победителем без испытания, но флорентинцы так не считали.
На следующий день монастырь был взят штурмом разъярённой толпой, Джироламо заключён под стражу, началось следствие под чутким руководством Родриго Борджиа, то есть месяц каждодневных пыток по 14 часов, в лучших традициях испанской инквизиции, в ходе которых подсудимый признал всё, то, что требовалась.
23 мая 1498 года великий человек был казнён через повешенье и сожжение перед той же восторженной беснующейся толпой.
Автор - Алексей Копылов