Не первый раз встречаю извороченное понимание христианства среди комментаторов. Дескать, там, у вас, щеку призывают подставлять и все такое. А я, мол, в ответку на плевок обычно откусываю голову. Комментарий от сегодня навел на мысль поговорить об ЭТОМ. См. на скриншот
Уже понятно, о чем речь. О подставлении щеки и прочих неправильно истолковываемых местах Евангелия. О буквальном понимании текста. Начнем с этого. Если понимать буквально некоторые места Евангелия и вообще притчевый язык Востока и времени Христа, тогда давайте для взращивания в себе Царствия Божия глотать семена горчицы - ибо сказано, что «Царство Небесное подобно зерну горчичному...».
Немного смешно, не так ли?
Что касается заповеди про левую и правую щеку. В конце 19 века была сильно распространена секта толстовцев, в которой буквально понимались места из Евангелия (не считались и не читались толкования святых отцов) и особенно надуманная идея о непротивлении злу насилием. К каким извращениям это приводило, не мне рассказывать. Самому Льву Толстому друзья говорили: "Ты же Лев! Ты ж не кошка. На твоих глазах будут насиловать жену, а ты сядешь в сторонке и станешь смотреть и проповедывать непротивление?". На что Толстой отвечал - да.
Тьфу! Что за ересь! Разве нормальный человек не даст отпор насильнику? Разве нормальный человек не выставит вон негодяя? Разве об этом говорил Христос, который и сам не подставлял другую щеку, когда его пытали палачи Пилата? Христос с гневом обращался к ним: " Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня".
В словах Христа о левой и правой щеке куда больше смысла, чем мы поверхностно думаем и тут же возмущаемся, не прочитав толкований святых отцов. Разве кому-то из нас не приходилось сожалеть о том, что мы не удержали раздражение в первую минуту спора с кем-то и наговорили с три короба там, где можно было и нужно было либо промолчать, либо свести все к иронической реплике или шутке? Разве не хотелось нам отмотать цепочку событий и устранить тот никудышный и мелкий повод, приведший к ссоре? Слушайте, у нас почти все бытовые конфликты и семейные неурядицы возникают от какой-нибудь ерунды. Не выбросил мусор? В печку его! Или ее! На костер священной инквизиции. Посмотрел на соседку? Пинками на исповедь. Я ему дам соседку. Глаза коготками пантеры выцарапаю, а безглазый кому нужен? :)
Вместо того, чтобы промолчать и спокойно подумать прежде, чем бросать оскорбления, мы изливаем всю свою желчь, а потом каемся - да поздно бывает. Вот о чем призыв Христа "подставить правую щеку". О дипломатии, мудрости и силе в поступках. Скажите, кто больше крут: неврастеник ли, который тут же закипает яростью, когда его задели и начинает ломать все вокруг? Или спокойный уверенный в себе человек, который знает свою силу и знает, что будет, если он не сдержится в первую секунду? Спокойный и уверенный в себе либо сведет мелкий конфликт к шутке, либо даст шанс "неврастенику" не пострадать.
В шаолиньских монастырях мастера единоборств говорили: "На спокойное улыбающееся лицо никогда не опустится кулак". Обратите внимание: это говорили люди, умеющие дать сдачу. Да? И обратите внимание на слова "спокойное" и "улыбающееся". Не на истерически хохочущее. Не на перекошенное злобой. А на уверенное и располагающее к себе спокойной улыбкой.
Собственно об этом говорит и Христос. Так не я лично разумею эти места из Евангелия, а передаю своими словами суть Толкований Святых Отцов.
Хочу спросить: а у вас бывали случаи в жизни, когда впоследствии вы сожалели о том, что не сдержались в первые секунды и натворили дичь? Хотелось бы вам отмотать пленку назад и что-нибудь изменить? То есть поступить по Евангелию: подставить правую щеку? У меня бывало такое и не раз. Да теперь уж поздно. Скрипел зубами и щеголял словечками: "Если меня ударят по левой щеке, перегрызу горло!". А вышло-то что? Ничего хорошего. Отмотать бы назад. Но в истории, мы знаем, сослагательного наклонения не существует.