Продолжаем обсуждать тему социального государства.
Государство должно будет решить ещё одну задачу: ввести ГОСТы на продукты (и продукцию), входящие в потребительскую корзину (ПК) и следить за тем, чтобы общая стоимость ПК не стремилась к минимуму (как и её качество) в каждом регионе.
Пусть, например, всё население страны составляет 150 млн человек: трудоспособных 85 млн, пенсионеров 40 млн, детей 25 млн. При "правильной" пенсионной системе (размер пенсии 0,9 - 1,0 от зарплаты ушедшего на пенсию) ПК могут купить все работающие и пенсионеры - 125 млн человек. Дети получают бесплатные потребительские корзины.
Чтобы окупить (для СЕБЯ) эти 25 млн/мес ПК, Государство может установить (СЕБЕ) величину чистой прибыли, которая будет явно не выгодна частному собственнику, и он, скорее всего уйдёт из сектора, где производят ПК по ГОСТ.
При этом вся цепочка предприятий (банки, оптовые склады, логистика и розница) работают на уровне себестоимости с допустимой Государством наценкой.
Товары работникам с высокой оплатой труда (4 - 6 разряды) продаются свободно — по ценам свободного рынка, но Государство не допускает разгула цен и создания дефицита. Тщательное планирование и контроль выполнения должны обеспечить хорошую покупательную способность ВСЕГО населения в пределах суверенной территории.
Предприятия, располагающиеся на территории Государства, образуют 3 основные группы:
1) группа государственных или опекаемых Государством предприятий, обеспечивающих наполнение и распределение ПК, а также ОТСУТСТВИЕ безработицы в стране;
2) группа частных предприятий, поставляющих свою (или импортируемую ими) продукцию на внутренний рынок по сложившимся там (под контролем ФАС) ценам при качестве выше ГОСТ для ПК;
3) группа частных, полугосударственных или государственных предприятий, разрабатывающих полезные ископаемые для внутреннего рынка (предпочтительно) или на экспорт.
Интересы этих групп в какой-то степени противоречивы: работающие на внутренний рынок более открыто заинтересованы в росте его покупательной способности, но возможности накопления и вывоза капитала значительно ограничены.
Активно лоббировать свои интересы в органах государственной власти или вводить туда своих депутатов они уже не смогут. Переход от нынешнего "дикого капитализма" к системе капитализма в рамках СОЦИАЛЬНОГО государства потребует существенных преобразований в системе государственного управления с КРУТЫМ поворотом в сторону простых граждан своего Государства, которым НЕ ПОТРЕБУЕТСЯ радикально менять власть в стране.
Предложенный вариант с обеспечением ВСЕХ работающих и получающих "правильную" пенсию средствами для выкупа ПК существенно отличается от предлагаемого многими экономистами (ББД) - безусловного базового дохода тем, что как-то стимулирует трудовую деятельность населения.
Мои мысли по этому поводу иссякли. Интересно — что выскажут комментаторы.
Автор: подписчик канала "Хакнем" инженер Штых В. С.