«И чтобы посредством Его примирить с Собой всё, умиротворив через Него, кровью креста Его, и земное, и небесное» (Кол. 1:20).
«И чтобы посредством Его примирить с Собой всё» (1:20)
Заявив, что во Христе обитает полнота Бога, далее Павел утверждает, что через Иисуса Отец сделал возможным примирение. И чтобы посредством Его примирить с Собой всё предполагает две истины: (1) в результате греха человечество оказалось разлучённым с Богом и отчуждённым от Него и (2) через Иисуса Бог сделал возможным возврат к дружеским отношениям. Грех образует пропасть или стену между человеком и Богом. Он отделяет человека от Бога, пресекает его связь с Ним и делает его врагом Бога (Ис. 59:1, 2; Еф. 2:12, 13; Иак. 4:4). Всё человечество нуждается в примирении и дружбе с Богом. Примером человека, чья вера и чьи дела привели к тому, что «он наречён другом Божиим (Иак. 2:22, 23), является Авраам. Примирение находится в полноте Христа. Так было благоугодно Богу. Хей пишет:
«Инфинитив «примирить» в стихе 20 грамматически… однороден слову «обитала» в стихе 19, причём оба инфинитива завершают смысл выражения «благоугодно». Богу во всей Его полноте благоугодно было пребывать в Сыне и действовать через Него. Формулировка, несомненно, близка ко 2 Кор. 5:19: «Бог во Христе примирил с Собою мир», хотя в ней и есть некоторые существенные отличия. Глагол, переведённый «примирить», другой; более того, глагол, употреблённый в 1:20 (греч. апокаталассейн), до того в греческой литературе не встречался и, вполне возможно, был образован от того, который Павел употребляет во 2 Кор. 5:18–19 и Рим. 5:10 (греч. каталассейн)».
«Примирение» означает устранение преград, разделяющих две стороны, чтобы они смогли стать друзьями. Иисус исполнил Свою роль для достижения этого, устранив преграду греха, когда вознёс грехи человечества на крест (1 Пет. 2:24). Обязанность человека в примирении — исполнить волю Иисуса. Бог встречается с человеком в Христе, где примирение делается возможным (2 Кор. 5:19). Иисус взял на Себя проклятие греха и сделался грехом для всех людей (Гал. 3:13; 2 Кор. 5:21). Следующее действие человек может совершать или не совершать: чтобы примириться с Богом, человек должен войти в Христа (2 Кор. 5:20; Гал. 3:26, 27). Бог исполнил Свою часть примирения в Иисусе. Больше Он ничего делать не станет.
Человечество отделено от Бога не по причине греха Адама и Евы. Разделение с Ним — дело наших собственных рук (Быт. 3:23, 24). Дети приходят в мир, не зная о добре и зле (Втор. 1:39). Так как они не разумеют, что правильно и что неправильно, на них нет греха (Ин. 9:41). Им принадлежит царство небесное (Мф. 19:14). Каждого человека разлучают с Богом его собственные грехи (Ис. 59:1, 2; Иак. 1:14). Иисус пришёл, чтобы спасти «людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Пётр велел людям креститься «для прощения грехов [ваших; Восстановительный Перевод; Славянское Евангельское Общество; Современный Перевод]» (Деян. 2:38), а Павлу было сказано: «…крестись и омой грехи твои» (Деян. 22:16). Ни одному человеку нигде не было сказано что-либо сделать, дабы ему простился грех Адама или грех, унаследованный от Адама.
Как и в 1:6, 23, «всё» (греч. панта) не означает абсолютно всё сущее во вселенной. «Всё» не включает в себя физическую вселенную, животных и других тварей, ибо они не сделали ничего такого, что бы разлучило их с Богом. Под словом «всё» Павел, вероятно, имел в виду всех тех, чьи грехи разделили их с Богом и кто поэтому нуждается в примирении. Иисус пришёл не затем, чтобы примирить имеющих правильные отношения с Богом (Мф. 9:13), но чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Во всей вселенной люди — единственные существа, которые нуждаются в примирении с Богом и могут получить его. «Всё» должно означать, что Иисус сделал возможным примирение всех людей, когда-либо живших на земле.
Некоторые слову «всё» пытаются приписать смысл всемирного спасения. Павел не имел в виду, что с Богом примирятся абсолютно все и без каких-либо условий. Через Иисуса примирение стало возможно, но чтобы получить его, необходимо ответное действие. Павел просил коринфян примириться с Богом (2 Кор. 5:18–20). Иисус спасает послушных Ему (Евр. 5:9). Он подвергнет вечному наказанию тех, кто не покоряется Ему (2 Фес. 1:7–9). Иисус говорил, что есть две разные судьбы: «погибель» и «жизнь» (Мф. 7:13, 14); «мука вечная» и «жизнь вечная» (Мф. 25:46); «воскресение жизни» и «воскресение осуждения» (Ин. 5:29).
Лжеучение о всемирном спасении возникло в ранних писаниях церкви. «Первым христианином-универсалистом был, по всей видимости, Ориген. В своей ранней работе “О началах” он выдвинул эту мысль о конечном всеобщем спасении для всех» (Хендриксен).
«Умиротворив через Него, кровью креста Его, и земное, и небесное» (1:20)
Далее Павел говорит об умиротворении через Него, кровью креста Его. Иисус пролил Свою кровь, чтобы простились грехи (Мф. 26:28) и чтобы человек мог примириться с Богом. Прежде чем установится мир между Богом и человеком, нужно разрушить стену греха. Вряд ли кто в этой, земной, жизни сможет узнать, почему Бог не пожелал простить грех без пролития крови (Евр. 9:22). Возможно, примирение зиждется на принципе «жизнь за жизнь» (Исх. 21:23; Втор. 19:21). Возмездие за грех — смерть (Рим. 6:23). Иисус взял на Себя проклятие и наказание за грех (Гал. 3:13), отдав Свою кровь и, соответственно, жизнь, чтобы обеспечить прощение грехов, примирение, вечную жизнь и мир с Богом.
Когда Иисус родился, ангелы воспевали мир: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение» (Лк. 2:14). Иисус обещал дать мир Своим последователям перед лицом испытаний (Ин. 14:27; 16:33). Мир с Богом приходит к тем, чья вера (Рим. 5:1; Евр. 11:6) побуждает их «делать добро» (Рим. 2:10). Мир могут обрести помышляющие о духовном (Рим. 8:6), но творящие зло «не знают пути мира» (Рим. 3:17). Мир через примирение — добрая весть для человечества (Рим. 10:15; Еф. 2:17).
В конце стиха Павел добавляет: и земное, и небесное. Это может относиться не только к людям, но зачем крови Иисуса было проливаться ради искупления всего сотворённого? Его кровь была пролита «в оставление грехов» (Мф. 26:28). Согрешил только человек, а не всё творение.
Одно объяснение таково, что в результате греха Адама на всё творение, включая землю, солнечную систему и звёздное небо, было наложено проклятье. Иисус снял это проклятье посредством креста, таким образом сделав возможным решение проблемы дисгармонии, порождённой грехом Адама. Конечным результатом будет восстановление всего. Творению будут возвращены (Рим. 8:18–23) даже всеобщая гармония и мир, которые существовали до проклятья (Быт. 3:17). Герберт Карсон полагает, что именно это имел в виду Павел:
«Но это примирение не ограничивается только людьми. Оно относится ко всему порядку тварного мира. Примечательно, что Павел здесь говорит не «всех людей», что бы противоречило его обычному учению, а всё. Фраза неконкретна и предполагает завершённость Божьего плана. Примиряется не только греховный человек; весь сотворённый порядок, который сделался подвластным суетности вследствие греха (см. [Рим. 8:20–23]), тоже вкусит плод величественного акта умилостивления на кресте».
Павел не пишет, что смерть Иисуса примирила земное с небесным, как заключают некоторые. Его смерть примирила всё земное и всё небесное. Это следует понимать так, что Иисус обеспечил примирение для всех, кто нуждается в нём. А поскольку только оскорбившие Бога нуждаются в примирении с Ним, то материальные предметы, животных и другие живые существа можно исключить. Оскорбить Бога могут злые духи, ангелы и люди. Добрые ангелы не нуждаются в примирении. Падшие ангелы и злые духи нуждаются в примирении, но не обретут его. Остаётся только нуждающееся в примирении греховное человечество.
Нетрудно понять мир, благодаря Иисусу ставший доступным для греховного человечества на земле, — но кто на небесах нуждается в обретении мира через Иисуса? Ведь на небеса, в Божью обитель, не может войти ничто нечистое (Отк. 21:27). Кроме того, идея, что примирение, добытое искупительным актом Иисуса, предлагается и согрешившим ангелам, противоречит высказыванию Петра о согрешивших ангелах. Они скованы во мраке и будут оставаться так до суда (2 Пет. 2:4). Они не на небесах, так как Бог, буквально, «сослал их в подземелья Тартара» (Современный Перевод; тартаросас) ожидать последнего суда. «Суд» в данном случае лучше перевести словом «осуждение», как в Мф. 23:14 (см. Мк. 12:40; Лк. 20:47; 23:40; Рим. 3:8; 13:2; 1 Тим. 3:6; 5:12; Иуда 4).
Утверждая, что примирение касается «сотворённого порядка», Карсон упускает из виду тот факт, что Павел не говорит «землю» или «небо», а «земное» и «небесное». Примирение нужно тому, что на земле и на небесах, а не самой земле или самим небесам. Земля и небо «прейдут [исчезнут; Современный Перевод]» (Мф. 24:35) и «сгорят» (2 Пет. 3:10–12). Не наложенное на землю в результате греха Адама и Евы проклятье (Быт. 3:17) будет примирять Иисус.
Карсон отмечает, что Павел не включает сюда «преисподнее», как в Фил. 2:10. «Преисподнее» («под землёй»; Современный Перевод) означает силы зла. Если бы Павел включил их, то это было бы учением, что Иисус обеспечил примирение сатане, его злым духовным вестникам и всем злодеям.
Более убедительным представляется заключение, что Павел имеет в виду, что Иисус сделал примирение возможным для живущих на земле, а также для умерших до распятия. При жизни они старались исполнять Божью волю, но они умерли и перешли в небесное царство за пределами земли, в царство мёртвых Гадес, ещё до того, как примирение стало возможным благодаря смерти Иисуса. Принеся Себя в жертву, Он примирил их с Богом (см. Рим. 3:25; Евр. 9:15). Как Пётр сказал о Давиде (Деян. 2:34), они ещё не с Богом на небесах. Но так как они находятся за пределами земли, то можно сказать, что они на небе (Еф. 6:12).
Вероятнее всего, Павел хочет провести различие между сферами и поэтому употребляет два разных греческих предлога: эпи «на» для тех, кто пребывает на земле, и эн («в») для тех, кто «в» небесах. Павел говорит о примирении не самой земли, а людей, живущих «на земле». Он имеет в виду не сами небеса, а тех, кто на небе — то есть в Гадесе — месте за пределами земли, но не в небесной сфере, где обитает Бог.
Некоторые учёные считают стихи 15–20 гимном Иисусу, но не имеют единого мнения относительно порядка строк в нём. Служил этот отрывок гимном или нет, главное — что он служит основанием для последующих высказываний Павла.
Хей так объясняет значение превосходящих всё качеств Иисуса: «Характеристика Сына как образа (15) подготавливает нас к утверждению, что христиане носят образ своего Создателя (3:10, 11). Заявление, что Он глава церкви (1:18), поясняется далее, в 2:10, 19. Слова о том, что Он имеет во всём первенство (1:18), готовит путь для аналогичных высказываний и предупреждений в 1:28; 2:3, 6–7, 17, 19; 3:3, 11; 4:1. Утверждение о смерти Христа как источнике спасения связывает 1:20 с 1:14, 22; 2:11–15 и 3:13. Идея, что церковь есть тело Христа, вновь появляется в 1:24 и 2:19. Утверждения о смерти и воскресении вместе с Христом (2:12–13, 20 3:1, 5) поясняют смысл фразы «Первенец из мёртвых» (1:18). Ссылка на ангельские силы в 1:16 перекликается с упоминаниями о сверхъестественных существах в 2:8, 15, 18 и 20. Вселенское значение Сына, акцентируемое в каждой строке 1:15–20, объясняет, почему евангелие возвещается повсюду (1:6, 23, 27, 28; 3:11; 4:3–6). И наконец, выраженный в гимне позитивный взгляд на мир как на Божье творение посредством Сына служит основанием для осуждения аскетизма лжеучителей в 2:16–23 и позитивного учения о жизни в мире в 3:5—4:6».