Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Гении и демоны у древних евреев, греков и римлян

Итак, мы дошли до евреев... Именно здесь и начинается самое интересное. Напомню, что учение о демонах проникло в девственное сознание еврейского народа при знакомстве с парсизмом во времена вавилонского пленения. А что сделает торгаш-еврей в базарный день - естественно станет нахваливать свой товар. Традиционное деление духов на добрых и злых было уже пошловато, поэтому ушлые мойши их классифицировали, проименовали и даже должности присвоили, о как! Естественно, теперь стало на кого списать всякую болезнь, в первую очередь, бешенство, эпилепсию, глухоту и всяко непонятное, но тяжелое. (Получается, что доктор Хаус фигней страдал, демонов надо было изгонять, а не имуномодуляторы назначать).

И тут понеслось: в рамках каббализма, гностицизма и раббинизма классификации стали разветвляться и усложняться: не отсталость ни одной жизненной ситуации, ни одного явления природы, которым бы не распоряжался кой-нить заштатный демоночек.

А теперь приятный бонус для тех моих читателей, которые просили углубиться по определенному народу. Вернемся к древним грекам, кстати, еще раз спасибки грекам за этот замечательный термин "демон" (греч. δαίμων).Для древних греков этот термин обозначал божество, распоряжающееся людьми: мог плюшками завалить, а мог и гадость подбросить. В любом случае, всякая выдающаяся сила или необъяснимое человеческой логикой действие называлось демоническим.

Помните Гесиода? Если нет - не беда, это первый исторически достоверный древнегреческий поэт. Так вот, этот товарищ писал о целых сонмах демонов с разделением на степени градации от богов к человеку, либо, наоборот, кому как удобнее))) Демоны повсюду окружают людей, они как невидимые стражи следят за их поступками, четко фиксируя, положительное и отрицательное. Он называет их "духами природы и элементов", а деятельность их для человека может быть благотворной, а может быть и пагубной (вспомним про гадости).

Впоследствии философы развили два направления понимания демонической природы и предназначения:
1) демоны, как некие силы, подчиняющиеся различным божествам и сопровождающие их;
2) гении или духи, приставленные к каждому человеку с самого рождения, проходящие с ним весь жизненный путь.

Второе направление и породило известный миф о том, что у каждого человека есть добрый и злой дух, добрый справа, злой слева, и каждый своё в ушко шепчет. Данное верование находит подтверждение в трудах Пиндара. А вот старина Сократ в своем трактате "Демоны" прямо противоположно подходит к пониманию указанной проблемы: именно демоны - это тот божественный голос, который слышит человек и который вещает ему не поступать плохо. В неоплатонизме демоны - второстепенные божества природы. Они принимают участие в повседневной жизни людей и служат посредниками между людьми и богами.

Ну, раз заговорили о древних греках, куда без римлян (привет Картавому, когда допишешь Рим?))) Римляне не только развили древнегреческое учение, они элегантно вплели в него восточные нотки. Именно у них демоны получили название гениев (лат. genius). По верованию римлян гении способствовали рождению человека, сопровождали его в течении всей жизни, а после смерти продолжали жить в образе ларов. У гениев четко было с гендером, и сопровождали по жизни они только мужчин. А римские женщины довольствовались покровительством Юноны. День рождения римлянина был также праздником прирожденного ему гения (genius natalis), в его честь воскуряли фимиам, приносили ему в жертву вино, веники и пряники (видимо, чтоб назад возвращал; не всё же гадости ловить от этих бестий).

Собственный гений был не только у каждого римлянина, таким добром могла похвастаться отдельная община или товарищество, и даже целый народ. Гений римского народа (genius publicus или populi Romani) стоял на форуме в облике бородатого мужа с диадемой в волосах, в правой руке он нёс рог изобилия, а в левой скипетр (хотя на скульптурах и монетах бывали и иные предметы). Официальное празднество проходило 9 октября. в этот день приносились жертвы и щедрые дары. Затем, в императорскую эпоху особым почтением стал пользоваться гений Августа, основателя империи, а позднее - гений всех императоров.

Народами гении не ограничивались, и распространяли своё влияние на местность (вот они восточные мотивы, вспоминаете про жесткую локализацию джинов). Так вот, были гении мест, площадей, дорог, перекрестков, купален и театров. Подобных сущностей римляне представляли в виде змей, поэтому любили держать аспидов дома вместо котиков.

Автор - Татьяна Стовбыра