- Задачи по математике часто дают ребёнку представление о жизни, учат существовать в обществе, разбираться в общепринятых нормах и реалиях. Современные учебники грешат оторванностью от реальности, а вот 170 лет назад практической составляющей детских решебников отводилась значимая роль. Молодых воспитанников школ и училищ знакомили с тем, что являлось обыденным для любого взрослого и что в будущем могло деткам пригодиться.
Но многие задачки, предлагаемые детям в 1850 году, сейчас кажутся, по меньшей мере, странными, а где-то и вовсе невозможными для помещения в школьной литературе.
Итак, чему же учили детей в середине XIX века?
Подчеркну, что среди задач были и самые обыкновенные, связанные с историей (вычислить возраст императора или годы правления), географией (определить расстояние от Санкт-Петербурга до Пензы, Астрахани или Чернигова). Таких было много, в этой статье я затрону самые, на мой взгляд, необычные.
Во-первых, изрядное количество задач про табак и вино. "Курить - здоровью вредить" - это не про время правления Николая I.
Долги, кредиты, банкротство...
Просто огромное количество задач готовят невинных деток к проискам капиталистов. Долги - это обыденное явление, как и кредиты, кредиторы (они же заимодавцы и кровопийцы).
Как видим, в России было много чиновников, они становились героями книг, повестей, рассказов ("Шинель" Н. В. Гоголя, к примеру), поэтому не обошлось без задач, как содержать квартиру и сколько тратить на стол (то бишь на еду) для простого государственного служащего.
Наш несчастный Акакий Акакиевич мог сшить себе шинель:
А потом занять деньги и, увы, скончаться, оставив долги.
Ну, и как занавес: продажа имущества умершего должника с публичных торгов!
Радует, что и кредиторы могут что-то потерять, а не только приобрести. Многие уже обратили внимание, что к некоторым задачкам даются соответствующие пояснения (что такое акцизная пошлина, банк, капитал, процент, кредитор).
Смерть - это часть жизни.
Почему бы не подчеркнуть в каждой третьей задачке, что люди смертны, да не просто смертны, но и могут оставить наследство. И долги. Как же без долгов-то?
Есть и просто задачи про смерть.
Путешествуйте с ЦСЖД! (Царско-Сельскими Железными Дорогами)!!!
Ну, и лично мне бросилась в глаза пара задачек про еду.
Сейчас бы заменить быка на сосиски и ввести задачку про состав вышеозначенных. Например, сколько выручил мясник, продав 6 т сосисок, учитывая, что на 1 т сосисок затрачено: мяса механической обвалки - 500 кг, субпродуктов - 200 кг, свинины - 0,5 кг, молока, яиц, красителей, стабилизаторов и усилителей вкуса - X кг. А продавал он их будто на 1 т сосисок приходилось говядины и свинины высшего сорта - 75%.
В 1850 году повсеместно использовалась русская система мер, указом 1835 года стандартизированная на основе мер английских.
- Не зная, чему равен аршин, или сколько золотников в пуде, решить позапрошловековые задачки сейчас будет не под силу и взрослому.
Существовала и своя мера счёта бумаги. 1 стопа = 20 дестей = 480 листов
Просто люблю все яблока и могу съесть много спелых яблоков!
- П.с. сборник задач был составлен Августом Августовичем Лёве для детей, только начинающих изучать арифметику, поэтому ограничился 4 действиями над целыми и дробными числами. Задачи, по словам автора, взяты из практической жизни, естественных и политических наук и призваны не только научить арифметике, но и помочь заучить русские меры, монеты и некоторые "замечательныя числа".
Благодарю за прочтение. Делитесь, какие задачи удивили вас больше всего. А возможно, они показались кому-то самыми рядовыми, и вы каждый день с такими сталкиваетесь, помогая своему чаду с математикой :)