Его отец, Павел Клинченко, обладавший невероятной природной гибкостью, с детских лет увлекся акробатикой и показывал «номера» ребятне и взрослым села поволжских немцев Мариенталь Саратовской губернии. А потому, когда сюда приехал цирк шапито, артисты, которым парнишка продемонстрировал свое мастерство, не раздумывая пригласили его в труппу. С этим коллективом Павел и гастролировал по России вплоть до Дальнего Востока.
А когда женился, вместе с супругой Марией Ивановной перебрался в пензенскую Нечаевку. Здесь Павел Матвеевич вел секцию акробатики, руководил театральной студией и духовым оркестром, ставил пьесы Островского и Чехова, декламировал со сцены Некрасова и Есенина. Невероятно, но будучи 48-летним выступал за сборную области по фигурному катанию!
То есть спортивное будущее сына было предопределено заранее: Борис стал капитаном местных команд по футболу и волейболу, мог дать фору любому в упражнениях на брусьях, перекладине, кольцах.
От любителя до профи
«Борис стал кумиром нашего босоногого детства и юности. Он притягивал своей эрудицией и неуемной энергией в организации нашего досуга. А главное – искренностью и простотой в отношениях» - вспоминают о нем его друзья-современники. – После школы, выучив уроки, мы шли к дому Клинченко, где на поляне были оборудованы всевозможные спортивные снаряды: турник, «конь», бревно, ямы для прыжков в длину и высоту. Здесь же размещалась городошная площадка, площадка для игры в волейбол и баскетбол».
Зима — самое время для катания с окрестных гор на лыжах. Правда, удержаться на ногах на крутых склонах и лихих виражах удавалось лишь Борису. А уж когда собственными силами заливали каток, вся молодежь собиралась поглазеть на виртуозные фигуры, которые парень исполнял на льду. Летом – плавание на местной реке Азясь и пруду. Разбежавшись, Борис мог нырнуть и вынырнуть уже где-то на середине водоема. Повторить подобное не мог здесь никто.
Неудивительно, что после окончания школы Борис поступил в Пензенский физкультурный техникум, что располагался в зданик на перекрестке улиц К. Маркса и Красной, напротив Краеведческого музея, а потом - в Московский институт физической культуры. Его комната в общаге — своеобразный клуб для земляков. С ними он делился последним куском хлеба. А еще, сам обожавший Большой театр, водил друзей слушать оперу. В вузе научился играть на аккордеоне, а на танцах был самым популярным кавалером. Получив в 1953-м диплом, по распределению приехал в Пензу, в сельхозинститут. Однако будучи спортсменом действующим, часто выезжал на сборы и соревнования.
СХИ такой специалист явно не устраивал, и вскоре Клинченко с легкой душой отпустили на все четыре стороны. С массой творческих замыслов пензяк возвращается в Москву, куда его пригласили тренером по гимнастике и акробатике. Постепенно Борис определился со специализацией – прыжки в воду. В столице он блестяще освоил методику подготовки спортсменов высокого класса по этому виду спорта, но будучи человеком творческим, всё чаще задумывается над собственной методикой подготовки «прыгунов», считая общепринятую систему устаревшей и неперспективной.
На сборах в Туапсе на свои деньги смастерил подкидную доску, какой еще никто в СССР не делал. Привез ее в Первопрестольную, но директор не пустил тренера в бассейн. «Есть одна доска и хватит!» - отрезал начальник. Но Палыч, как уважительно звали молодого специалиста коллеги, отступать не собирался. «Надо ехать в Пензу!» - решил он, тем паче, что на родине уже приняли решение о строительстве бассейн. Вот где есть разгуляться, поработать «в охотку», как любил говорить Борис Павлович.
Прежде такого не делал никто!
К 1967 году Клинченко уже разработал систему тестов для определения качеств будущего спортсмена: гибкость, сила, внешние данные. А еще у него была новарторская идея учить малышей прыжкам в воду…на батуте. В родной город он вернулся с ученицей, единомышленницей, а впоследствии и женой Валентиной Бурдиной, многократной чемпионкой СССР. В Пензе Клинченко с порога заявил: «Буду учить детей прыгать в воду». Его подняли на смех: «Куда? В воду? Да у нас ни одного бассейна нет!»
Вместе с женой Борис Павлович обошел пензенские школы, в которых отобрал детей с хорошими физическими данными и наперекор чиновникам от спорта супруги начали работать в небольшом спортзале с группой из 30 человек. Постепенно подобралась и группа единомышленников - два Александра: Янулин и Никулин, Анатолий Макаренко, Тамара Коряк, два Владимира: Захаров и Пахалин. Работая «засучив рукава», Борис Павлович вводит в тренировочный процесс новое, своё. Он уверен — нельзя стать классным прыгуном в воду, не будучи хотя бы перворазрядником по батуту.
Надо сказать, что в ту пору прыжкам «на сетке» уделялось мало внимания, да и тренировались спортсмены на жестких батутах. У ребятишек 6 – 7 лет попросту не хватало силенок, чтобы оттолкнуться, поэтому прыжки и не получались. Что делать?! Ждать, когда они подрастут?! И Борис Павлович вспомнил отца, который работал в цирке. А ведь у цирковых батуты мягкие…
И началась батутная эпопея. Днём в цирке тренер снимал на пленку установку и разборку батута, а ночью с женой уже шили его. Самыми сложными стали петли на тросе. И первый в стране батут, которого не боялись малыши, установили в Пензе. С него и началась знаменитая школа Клинченко. Благодаря новшеству наши прыгуны стремительно обгоняли в мастерстве своих соперников. Позже будут сделаны еще 15 батутов, и написана методичка по вопросам их оборудования и методам страховки.
Борис Павлович сам страховал старших учеников, когда те крутились в лонжах, удерживая их в воздухе. С малышами возились коллеги. Прыжки в воду объяснял на шарнирных куклах, которых сам же и мастерил. «Куклы и игра помогают понять прыжок», - говорил Клинченко. А еще повторял: «Прыжки в воду и дети в них – как слепленные вручную пельмени. Можно сделать пельмени на машинке, а можно по-домашнему. Мы каждого ребенка держим на руках».
Школьница Ирина Калинина услышала про батут от одноклассницы и решила попробовать. Два года тренировок прошли «всухую», в спортзале, а иногда и в ахунском лесу. Тренеры-единомышленники напряжённо ждали, что же у Бориса выйдет? Ведь никто в мире не тренировал прыгунов в воду без воды! О первой водной тренировке Борис Павлович рассказывал так: «На ватных ногах мы с Валентиной пришли в бассейн. Как поведут себя наши питомцы после трех лет сухой тренировки? И тут один из воспитанников (Саша Кузнецов) спрашивает разрешения сделать прыжок в два сальто вперед. Такие прыжки в то время могли себе позволить только финалисты чемпионатов мира. Прыжок такой сложности на первом занятии ему запретили, но стало ясно - психологически ребята готовы».
«Это чудо из Пензы»
На первенстве РСФСР в Пятигорске пензенская команда стала пятой. Вале Евтифеевой было тогда 11, Ирине Калининой - 10 лет. Спортивная общественность забурлила: «Что это за Пенза такая?!» А спецы по прыжкам в воду заговорили о том, что в стране появилась новая школа прыжков в воду – пензенская. С этого момента на европейские соревнования отбирался один спортсмен из Москвы и два – три спортсмена - из Пензы.
Через два года, в 1972-м, Валентина Евстифеева привозит с юношеского Чемпионата мира две золотые медали, а Ирина Калинина – одну серебряную. Девушек назвали «пензенскими ласточками», «феноменальными спортсменками». Обе вошли в сборную СССР. На 1-м чемпионате мира по водным видам спорта Ирина завоевывает первую для советской команды бронзовую медаль и в 13 лет становится единственной в нашей команде медалисткой.
В 1975-м на чемпионат мира в Колумбию Калинина едет лидером сборной. И вновь потрясающий успех – золотая медаль по прыжкам с трамплина, серебряная – по прыжкам с вышки. Западногерманский журнал «Штерн» опубликовал об Ирине слайд-репортаж под заголовком: «Es ist ein Wunder aus der unbekannten Stadt Penza» («Это чудо из неизвестного города Пензы»).
Наших журналистов буквально донимали немцы: «Где такой город и как правильно по-немецки пишется «Пенза»?» Интересна реакция на серию побед самого Бориса Павловича: «Я был уверен в победе на все 100%». Первые ученики Клинченко – Ирина Калинина, Валентина Евстифеева, Лидия Овчинникова, Александр Кузнецов, Алексей Тамбовцев – станут известными мастерами, звездами пензенского и российского спорта.
В тему
По воспоминаниям коллег Борис Павлович человеком был скромным: голоса не повышал, кулаком по столу не стучал, но всегда оставался очень целеустремлённым. Чтобы в городе появился бассейн обошел всех спортивных чиновников и достучался до 2-го секретаря ОК КПСС Георга Мясникова, заинтересовав последнего своими планами. И в 1970-м в Пензе открыли Дворец водного спорта – один из лучших в стране. Приезжавшие к нам тренеры сборных ГДР, Венгрии и других европейских стран признавались, что восхищены не только Дворцом, но и и теми тренажерами, что придумал Клинченко. Мечтал Борис Павлович и об «открытой воде», говоря: «Чемпионаты мира и олимпийские старты проводятся в открытых бассейнах. Там и температура другая, и ветерок, и солнце слепит глаза. Надо нашим привыкать к таким условиям, чтобы психологически не проигрывать».
Сегодня его мечта воплощена в жизнь – действует открытый бассейн в Ахунах, где полвека назад все только начиналось. О выдающемся тренере Борисе Клинченко снят фильм «И все сначала каждый раз». Самая известная ученица мастера – Ирина Калинина спустя время, скажет: «С ним чувствовала себя как с хорошим другом. Запросто приходила к ним домой за советом и всегда чувствовала внимание к себе». По мнению многих учеников, Борис Клинченко напоминал актера Евгения Леонова. Такой же добродушный, полноватый, все время окружен детьми.
Дочь тренера Ирины Калининой (Бажиной) Надежда - заслуженный мастер спорта России, участница двух Олимпийских игр, призёр Чемпионата мира, многократный Чемпион Европы. А в школе, основы которой заложил Борис Павлович подготовлены три олимпийских чемпиона – Ирина Калинина, Юлия Пахалина, Игорь Лукашин. Участники Олимпийских игр: Надежда Бажина, Ольга Христофорова (Перекусихина), Сергей Кучмасов, Олег Викулов; 9 заслуженных мастеров спорта; 21 мастер спорта международного класса. В память о великом тренере ежегодно с 1993 года в Пензе проводятся Всероссийские соревнования по прыжкам в воду. В местном музее спорта Б. П. Клинченко посвящен отдельный стенд.