Добиться внимания ребенка и желаемых действий можно без шантажа или задабривания подарками. Просто нужно знать, на что обращать внимание при выстраивании коммуникации со своими детьми. Подробностями о том, как это сделать, с нами поделилась психолог — Мария Иванова.
Тип коммуникации зависит от возраста
До 7 лет. Вовлекайте ребенка в свою деятельность, заинтересовывайте, зажигайте. Так с раннего возраста формируется основа доверительных отношений. Давайте подробные инструкции, чтобы ребенок понимал, как нужно выполнять задание, а практические упражнения ориентируйте на сближение с мамой и папой. Если малыш не реагирует, нужно постараться наладить контакт — прерваться, взять ребенка на руки, чтобы он «перезагрузился».
Если родители «транслируют» разделение, разлад в отношениях, ребенок будет чувствовать страх и недоверие. Как выйти из этой ситуации? Показывайте, что малыш любим всегда. Здесь важна искренность, внутреннее состояние взрослого, так как дети тонко чувствуют фальшь.
От 7 до 14 лет. Дети в этом возрасте чутко реагируют на непонимание со стороны родителей. Важно начинать действия с разговора, просьбы поделиться планами, целями, желаниями. Нужно изучить мир своего ребенка и принять его без критики. Спешка здесь только все испортит. Попробуйте понять, где ваше видение и взгляды ребенка пересекаются, чтобы найти компромисс. Когда принимаете какое-то решение, сообщайте его. Но будьте готовы дать ребенку право на негативные чувства, помогите прожить грусть.
Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другими. Только с ним самим в прошлом.
От 14 и старше. На этом этапе идет отделение от родителей. Нужна смелость, готовность и вера в ребенка. Детям этого возраста важно иметь собственные желания, цели, независимые от родительских. Позиция взрослого здесь должна быть твердой: я тебе верю, ты справишься.
Пятиступенчатая модель коммуникации
Очень хорошая модель построения отношений описана в книге Элейн Мазлиш и Адель Фабер: «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». В ней описаны пять шагов коммуникации:
- Проникнуть в мир ребенка, понять его желания, стремления, цели и настоящие потребности. Заходить с позиции: Яя вижу, ты много времени проводишь в интернете, понимаю, что там много интересного и твои друзья»
- Показать перспективу. Говорить о своих переживаниях и возможных последствиях: «Меня беспокоит, что ты так долго в интернете, ты поздно заканчиваешь делать уроки и не высыпаешься, устаешь». Критика вредна, ты просто констатируешь факты.
- Предложить компромисс. Искать различные варианты, пока не найдется решение, устраивающее все стороны.
- Провести мозговой штурм. На листе записать все идеи подряд, и родителей, и ребенка.
- Удалить нерабочие варианты.
Адаптируйте эту модель под возраст ребенка. Главное здесь, гибкость границ. Если ребенок понимает, что установленное правило или ограничения можно пересмотреть через время, он более охотно пойдет на компромисс.