Виват, Грибоедов! Создал такого Чацкого, о котором читатели-зрители не могут прийти к единому мнению и двести лет спустя. В комментариях к первой части статьи приписали ему качества, самые разные, подчас взаимоисключающие - и всё это со ссылками на текст!
И ведь всё верно - грибоедовский текст даёт все основания...
А Софья? Она - проще? Нет. И это - нарушение всех канонов тогдашней литературы.
Каноны сцены были ещё строже. Персонажи просто обязаны были соответствовать амплуа: "герой-любовник", "соперник", "благородный отец", "инженю"... Но из героев Грибоедова не каноничен никто - все сложнее!
Софья, по идее, "инженю" - девушка - дитя, живущая "чувствованиями сердца". Приложение к Герою, возможно, искушаемая Соперником.
Послушно повторять за критиком, что "не поняла-не оценила", потому как "живой ум безо всякого намёка на убеждения" - это было смешно уже в школе.
Биография Софьи - в нескольких строчках. Семнадцатилетняя дочка важного барина, "московского туза". Живёт, как очень немногие: на виду у "всей Москвы", личная прислуга, своя гостиная с фортепьяно, книги... то есть материально - лучше и желать нельзя. А морально? И Софья могла бы воскликнуть: "Я здесь одна, никто меня не понимает!"
С отцом доверительных отношений не получилось, мать умерла, "мадам" француженка предала! (Мадам просто сменила место работы, но Софье это преподнесено именно как предательство). Лиза? Но с ней необходимо блюсти дистанцию: служанка. Был ещё друг детства Чацкий, но уже к началу пьесы Софья называет его по фамилии. Как чужого, или как светского знакомого - но не как друга.
И вот - в поле зрения появился скромный, начитанный, музыкальный Молчалин. С восхищёнными взглядами и старанием понравиться... прежде всего - батюшке. Как и положено честному человеку.
Приехал Чацкий с объяснениями - и насмешками над её тётушками, дядюшками и кузинами? И что теперь делать с его любовью? Если расстались три года назад - ясно, что простился он не с невестой, а с подругой детства. Не давали друг другу ни клятв, ни обещаний. И вот он - с такими яркими, смешными, "вкусными" характеристиками её окружения... Не рада? Не ценит остроумия и литературного дарования? Да просто все эти люди, служащие мишенью для чужого остроумия, ей - родные.
Софья ведёт себя так достойно, что поучиться бы у неё какой-нибудь Луизе Лавальер (все, конечно, помнят это создание без характера из романа "Виконт де Бражелон").
Ведь ситуация - один к одному! Друг детства считает её невестой, а для неё он - просто друг детства. Любит другого. И не стенает инфантильно, что "над чувствами не властна", а прямо и спокойно рассказывает Чацкому, кого она любит и за что.
Да, её избранник беден. Но разве помочь бедному - это не правильно? Особенно если он так внимателен, заботлив, добродушен, незлопамятен, и так уважает старших?
(Мы понимаем, что барышня воспитана на сентиментальных романах, что заблуждается насчёт избранника, но установка-то - правильная! И кстати, попробовал бы любимый посягнуть на её невинность! И дело не в том, что любимый - не король. Просто девушка уважает себя)
Интересно, кто из них проявил инициативу? Если Молчалин - глупо (а он вроде не настолько глуп). А если Софья?
Вот очередная начитанная чистая душа увидела "бедного и потому скромного" - и давай его морально поддерживать. А он соображает: отказаться от поддержки - это же, возможно, повредит карьере?
А что касается запущенной Софьей сплетни про сумасшествие Чацкого - мало ли кого и по какому поводу называем сумасшедшим мы? Просто её поняли буквально - видели ведь, что Чацкий какой-то не такой. Но не признавать же неправильными себя? Значит - его!
И потом "умышленным распространением ложной информации" было бы что - нибудь вроде:
- Он за границею нисколько не бывал!
Я знаю точно - он на Пряжке психовал!
И пусть, кому интересно, отправляются в психушку на Пряжку и проверяют... Но чего нет - того нет. Просто "с ума сошёл", даже с радостью, что кажется, поверили - это всё же адекватная реакция на слегка неадекватное поведение.
Софья - ребёнок, не желающий расставаться с уютным миром своего детства? Пожалуй. А Чацкий? Заметим, что он в другой возрастной категории (За двадцать? Ближе к тридцати?) Но где же его взрослость?
Ум, талант, быть может, даже гениальность — есть, а зрелости нет и в помине! Ведь отличие человека взрослого от подростка (пусть даже гениального подростка) — в умении поставить себя на место другого, представить, каково этому «другому». В умении взглянуть на себя со стороны, наконец.
Умение, которое у Чацкого отсутствует напрочь. Если "не оценила", значит... значит, у него есть счастливый соперник!
Присмотримся к сопернику...
Молчалин — секретарь Фамусова. Он принят туда, где не принимают никого, кроме родных, «потому, что деловой». Иными словами, работает хорошо. Но при этом понимает, что деловых качеств совершенно недостаточно, надо во что бы то ни стало стать абсолютно незаменимым! Всё, что только в его силах… И не только для начальника, но и для всей его ближней и дальней родни! И вообще для всех, кто может помочь ему с продвижением по службе. Хоть чем-нибудь, хоть словечко замолвить!
И его тактика уже принесла первые плоды — два награжденья. У него теперь все основания снисходительно жалеть Чацкого, которому «не дались чины, по службе неуспех». Он подсказывает, советует, поимённо называет тех, кому надо понравиться, чтобы продвинуться, он действительно не понимает, почему для Чацкого чины и ордена — вовсе не предмет мечтаний.
А Чацкий не может надивиться душевной низости своего собеседника: неужели он настолько голоден, что готов НА ВСЁ?
Но что реально в силах Молчалина? «Подставить стул, подать платок?» Погладить моську у одной старой барыни, развлечь другую игрой в картишки… А разве это так уж мало? Вот уже пол-Москвы знает, что Молчалин отменно любезен, предупредителен и очень мил.
Если он решился ухаживать за дочерью начальника, значит — не просто любовь, а намерения самые серьёзные. По крайней мере, Софья понимает происходящее именно так.
Почему же её не настораживает то, что «любовь» Молчалина таится от дневного света? Принимает за скромность, за робость, а подлости не подозревает по скудости жизненного опыта. Потому, что не видала, не слыхала, и даже в книжках о таком не читала!
Если бы не знали, что "Онегин" написан позже, подумали бы, что Грибоедов так высмеял начитанную затворницу Татьяну. Вычитала идеал - и сослепу "увидела" этот идеал чёрт знает в ком... Но нет, никто никого здесь не пародировал. Писали о том, что видели вокруг - барышень добрых, чувствительных, и ... ограждённых от реальной жизни. Татьяна повзрослела, Софье повзрослеть ещё только предстоит.
(окончание следует)