Если завести разговор об иностранных языках (не только об арабском) бывает так, что преподаватель высокого класса, ученик способный, ставит перед собой конкретные цели, а результата добиться не удается. Почему? Все дело в том, что люди по-разному включаются в процесс обучения, не одинаково переводят ощущения в мысли и тексты, имеют индивидуальный процесс восприятия информации и характер обучаемости.
В книге описаны 12 способов изучить язык; не только сдвинуть процесс обучения с мертвой точки — начать, но и продолжать до конца. Каждый может узнать себя в том или ином пункте (или в нескольких) и получить готовое решение что с этим делать; разобраться как лично ему проще достигать результата в изучении языка без излишних мучений.
Ниже приведены описания двух типов учеников - 10 и 12 типа.
Моя подруга узнала себя в 12 типе и обрадовалась поняв, что с ней не "что-то не так" (как говорили учителя в школе), а наоборот, все так как надо и с уникальными преимуществами. Она обладает интуитивным считыванием информации, можно сказать из пространства. Методика зубрения материала похоронила бы ее талант, не будь характера, помогающего отстаивать себя.
Десятый тип
Эта категория учеников не расстроится, первый раз открыв учебник арабского языка. Алфавит, правила, термины — все это они считают залогом успеха, начиная с малого и наращивая темп. Они уверены, что такая усидчивость всегда вознаграждается.
Мышление, общение, обучение десятого типа ученика — четкое, структурное, логичное, таблично-трафаретное. Они обладают шикарной логикой, железной аргументацией в спорах, мастерским планированием и прогнозированием.
Такому ученику сложно просто так болтать не по делу или без практической пользы. Обычно они спокойны, наделены немного командирским голосом. Трезвы, холодны, мало эмоциональны. Могут быть излишне консервативны.
Возможна замкнутость, необщительность, упрямство, сложность адаптироваться, если что-то пошло не по плану. Нередко отмечается доскональное знание определенной сферы деятельности, но впадение в ступор при столкновении с другими, в которых они менее осведомлены. Иногда может наблюдаться дефицит фантазии, неумение настраиваться на мысли других людей и понимать их, мышление в плену старых догм «надо, должен, положено, обязан».
Такой тип лучше всего обучается через собственный опыт и практику, в одиночестве или в официальных учебных заведениях на длительных системных курсах, чтобы в конце обязательно был диплом или сертификат.
Чтобы схватить информацию, важно выстроить структуру, взаимосвязи. Легко усваивается все, где есть логика и система. Они больше всех остальных нацелены на результат. Такой ученик от природы склонен к перфекционизму, часто отлично усваивает материал, сразу же ищет практическое применение знаниям.
Тщательно распланируйте учебный процесс, изучите инструкции, алгоритмы, найдите преподавателя, на чей опыт можно опереться. Не торопитесь, не советуйтесь со всеми подряд. Делайте немного, но каждый день. Упорство и постоянство сыграют на руку.
К проблемным местам можно отнести страх говорить из-за боязни сделать ошибки в речи. Ученики этого типа тяжело раскрываются, особенно на этапе притирки с преподавателем. Для них крайне важен его авторитет, при этом впечатлить их трудно.
В качестве катализатора изучения языка легко выступают амбиции, например, выступление на арабском в рамках престижного мероприятия, презентация для бизнес-партнеров или совета директоров в компании, где ученик работает; участие в олимпиадах, стремление к рекордно высоким баллам.
Как замотивировать на учебу? Специального вдохновения для процесса не требуется. Постарайтесь только не переборщить с не конструктивной критикой: она выбивает почву из-под ног даже у такого ученика.
Полезные выражения, которые пригодятся в быту:
1) Ялла- универсальное слово, может переводиться как «давай, начали, пойдём, поспеши». Однако незнакомый человек или официант может счесть это грубостью.
2) ХалАс- хватит, достаточно, остановитесь. Можете сказать таксисту, чтобы он остановился, где вам нужно, или официанту, чтобы убрал тарелки со стола.
3) Аффваан- простите, извините. Простое и универсальное слово.
4) Мабрук — поздравляю (может употребляться для выражения одобрения — отлично, хорошо).
Двенадцатый тип
Мышление и обучение этого типа учеников могут терять сцепку с фактурой реальности. Зато они обладают невероятной интуицией, которая помогает им успешно справляться с тестами, а впоследствии — и «чувствовать» язык; лирико-поэтическим талантом, универсальным интеллектом, способностью синтезировать знания из различных областей. Его память может быть избирательной и специфической: феноменальная и абсолютная или очень плохая.
Часто такой человек может проигрывать спор поскольку ему не хватает напора. Но для разговора на аудиторию понадобится лишь тренировка и подготовка.
Среди черт тормозящих процесс: обман, внушаемость, количество слов может кратно превышать количество дел. Порой непонятная скомканная речь без центральной идеи, структуры и логики, каша из информационного мусора. Лень, хаотичность в учебном процессе, непрактичность, нерешительность. Вместо того, чтобы сделать — летание в мечтах: уверен, что заговорит сразу без акцента, но ленится написать даже одно слово, потому что ему «уже все понятно». Он интересуется «всем и сразу», ему сложно определиться с приоритетами.
Решение: уединяться, мечтать, визуализировать, замотивировать себя возможностью помогать другим, использовать интуицию, забыть про формальное планирование и поэтапную организацию дела, приветствовать творческий хаос, при котором вы можете успешно учиться в параллели с чем-то еще. Этот тип лучше всего учится, подключая воображение и образы. Самое главное — задействовать эмоции!
Такие люди лучше всего обучаются через состояние потока, тонкую душевную сонастройку с реальными людьми, книги, Youtube, очень хорошо считывают информацию с аудио.
Как замотивировать на учебу? Заразить тайной, особой мистико-психологической эмоцией, погрузить в эмоциональную атмосферу. У них отличное творческое и ассоциативное мышление.
Если у такого ученика не складываются отношения с преподавателем, то результатов не будет вообще: он «закрывается», перестает воспринимать информацию, уходит в себя или теряется от волнения.
Вдохновить такого ученика можно необычным методом — доверяя ему. Для такого ученика очень важна положительная оценка близких.
Среди катализаторов процесса обучения может оказаться ситуация «некуда деваться=придется выплывать» — например, поездка за границу в одиночку, где никто не подскажет и не поможет, а придется выкручиваться самостоятельно. Обычно они быстро учат язык с момента, когда вошли в нужное русло. Для них имеет смысл потратить много энергии на поиск подходящего «водоема», зато после чувствуют себя в арабском, как рыбы в воде. Со временем они могут терять акцент даже на своем родном языке: если поселятся с другой стране, их могут спутать с местными.
«Отчетливо помню, что произвело на меня самое большое впечатление: включив новости в номере отеля, я завороженно слушала диктора и смотрела на бегущую строку на арабском языке, которая была похожа просто на какой-то узор. Ведь люди как-то это понимают, их мозг способен с легкостью улавливать эту волну? С этой минуты передо мной стояла уже более серьезная цель».
Очень эффективно повторять материал перед сном, лежа в кровати, в идеале в наушниках. Сделайте звук настолько тихим, чтобы вам пришлось напрягаться, чтобы разобрать речь. Не переживайте, что через какое-то время вы заснете, не дослушав запись до конца.
Первое время вы не сможете повторить то, что слушали во сне, и не нужно заставлять себя это делать. Продолжайте аудио-обучение каждую ночь. После регулярных «занятий во сне» вы заметите, как в вашей памяти сами собой всплывают слова и выражения на иностранном языке.
Аналогичного эффекта можно добиться с помощью зрительной фиксации внимания. Такой способ подходит для запоминания особо сложных слов и выражений. Запишите на стикерах проблемные фразы и наклейте листочки туда, где они будут регулярно попадаться вам на глаза (на зеркало, холодильник, монитор компьютера). Каждый раз фиксируя внимание на этих записях буквально на 2—3 секунды, вы помогаете подсознанию «поглотить» нужную информацию.
Записывая слово, вооружитесь карандашом или ручкой, сделайте к нему небольшой рисунок с изображением этого предмета: мозгу так легче запоминать новую информацию.
Если вы знаете несколько языков, попробуйте найти похожие слова в них.
Необычным способом изучения арабского языка и, в особенности для этого типа учеников, может послужить музыка! Один профессор придумал оригинальный способ обучения арабскому языку иностранных студентов. Тарек Аббас — слепой композитор, который по совместительству преподает в Центре арабского языка и культуры при Каирском университете. Он играет на уде (струнный щипковый инструмент), который напоминает лютню, напевая при этом песни на классическом арабском языке или его диалекте. Он убежден, что такая методика помогает иностранцем понять грамматику арабского языка.
«Язык и музыка очень похожи, как с точки зрения гармонии языка, так с точки зрения гармонии звука. Некоторые отрывки песен можно использовать, чтобы объяснить и сделать более понятными грамматику и произношение», — рассказывает Аббас.
Тарек Аббас начал преподавать арабский язык с помощью музыки в 2001 году. Его студентам нужно 10 месяцев, чтобы овладеть базовым разговорным уровнем. Коллеги Аббаса поддерживают его методику считая, что изучение арабского с помощью музыки дает понимание конкретных языковых конструкций и расширяет словарный запас. Также этот метод из-за своей привлекательности и легкости способствует уяснению сути языка и грамматики в более короткие сроки.