Найти тему

Об учёбе и миссии учителей в эпоху цифры (эссе)

К радости одних и горю других, жизнь на планете Земля пришла к той точке своей истории, в которой мы все дружно решаем подружиться с высокими технологиями. Настолько высокими, что иные индивиды хотят перепоручить этим самым технологиям столь тонкий процесс, как обучение, притом - на самых разных этапах этого процесса. Так, согласно постановлению правительства РФ от 7 декабря 2020 года “на территории отдельных субъектов Российской Федерации” в период до 31 декабря 2022 года должен пройти “эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды”. В числе задач, которые ставит перед участниками эксперимента этот документ, мы находим “создание, ввод в эксплуатацию, развитие и эксплуатация информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, входящих в состав платформы цифровой образовательной среды”.

Учитывая то, с какой скоростью развиваются цифровые технологии, как усиленно они внедряются в нашу повседневную жизнь, появление подобного документа было лишь вопросом времени. Современность подталкивает нас к берегу громадного моря под названием Цифра, в которое предлагает нам нырнуть и плыть всё дальше и дальше - от замшелых берегов, на которых остались отсталые носители информации, консервативные способы общения и прочее прошловековое непотребство. Теперь мы должны адаптироваться к тому, что и нас будут учить, и мы будем учить с применением всех передовых технологий.

Так чему же педагогам нового века, учить детей в мире побеждающей/победившей (нужное подчеркнуть) цифровизации образования? На мой взгляд, первоочередная задача в данном случае - научить их хорошо держаться на волнах того самого моря. Т.е. ориентироваться в мире цифровых технологий и уметь получать в нём знания. И для этого в молодом поколении есть все предпосылки.

Первая и наиболее очевидная предпосылка: наши младшие братья и сёстры принадлежат к поколению, для которого цифровые технологии кажутся таким же само собой разумеющимся явлением жизни, как смена времён года, солнце в небе и соль в море. Поздние представители поколения Z, или же просто зумеры, очень скоро выйдут из детско-юношеского возраста и начертят на глобусе собственную систему координат, в которой цифровые технологии займут не просто важное, но принципиально важное положение - положение главной действующей силы. И задача педагогов в данном случае - поддержать их в этом, при этом не потеряв весь культурный и научный багаж, накопленный многими поколениями учёных и деятелей искусства. Принести в дивный новый мир книги Шекспира, так сказать.

-2

Вторая и менее очевидная, но более конкретная предпосылка: тяга самих молодых пользователей к получению знаний именно при помощи цифровых технологий. Каждый день в Сети появляются различные платформы, на которых человек может получить самую разную информацию, а на некоторых - даже полноценную компетенцию. Кроме того, на сервисах вроде более консервативного и “основательного” в своих положениях YouTube и более современного TikTok, каждый день выходит огромное количество роликов образовательной направленности. Спрос рождает предложение. Таким образом, скажем, в конце 2019-го года Tik Tok запустил раздел с образовательными роликами “Tik Tok Универ”. Контент для этого раздела создают сами пользователи. Особенно популярны в данном сегменте различные психологические и полупсихологические тематики, но и материала по другим наукам тоже более, чем достаточно.

Однако, качество подобного контента зачастую оставляет желать лучшего (об этом я уже писал в отдельной статье). На том же YouTube, который, в последнее время взял на себя роль эдакого афронта модному и безмозглому Tik Tok, существует огромное количество критических разборов образовательного контента последнего сервиса. Профессиональные психологи не устают развенчивать мифы, поселенные в разум пользователей псевдопсихологами с популярной платформы. При этом определённого рода контенту, в основном касающемуся искусства, языков, а также математических хитростей, нельзя отказать в том, что он может донести весьма сложные вещи в очень простой и запоминающейся форме.

-3

Как я уже говорил, задача перед педагогами стоит весьма непростая: научить своих подопечных в море информации отыскивать именно ту, которая необходима и полезна - не только для решения сиюминутной задачи, но и для приобретения более долгосрочного знания. В условиях цифровизации как никогда прежде важно учить отсеивать пшеницу от плевел, пробовать эту пшеницу на зуб и только потом, после тщательной проверки отправлять на мельницу своего разума. Ведь несмотря на обилие информации и возможность проверить её подлинность буквально в один клик, навыка проверки информации у молодого поколения практически нет, на что не раз указывали даже люди, не имеющие к образованию никакого отношения (скажем, телеведущий и музыкант Александр Пушной в своём интервью каналу “Dmitry Puchkov” в 2019-м году).

Смежной задачей педагога является поддержание себя в форме и в тренде. Педагог, который не говорит со своими учениками на одном цифровом языке, не будет восприниматься ими как человек, который заинтересует их и даст новые знания, которые, возможно, изменят их взгляд на мир. Новому педагогу необходимо поддерживать “цифровой имидж” - облик в социальных сетях, умение пользоваться всеми новшествами, которые предоставляют нам современные технологии. От багажа, оставленного нам контент-мейкерами различных платформ, также отказываться не стоит. Просто необходимо отобрать наиболее подходящий материал… и научить его отбирать своих учеников. Так по-настоящему современный, смотрящий в будущее педагог сможет погрузить своих учеников в глубины истории, мировой культуры и какой угодно науки. При этом, как мы можем судить по СМИ и педагогической периодике, многие преподаватели готовы меняться и использовать новые технологии в обучении. Один из таких преподавателей в 2020-м году был награждён почётным званием “Учитель года”.

-4

Из всего этого рассуждения может вытечь весьма логичный вопрос: как это сделать? Как научить молодое поколение культуре взаимодействия с информацией в информационном обществе? В деталях доктрину поведения педагога в такой ситуации необходимо прорабатывать отдельно - никак не в рамках небольшого эссе на заданную тему - однако главный принцип обучения детей в мире, которого никогда не было, должен звучать так: “С цифровым человеком будь цифровым человеком, не забывая о том, что ты проводник всей мировой культуры”.

© Павел Пластинин

#статьи #эссе #литература #психология #образование #учителя #мнение #учитель года #тикток #интернет