В России в разное время озвучивалось несколько инфраструктурных проектов, которые принесли бы пользу стране, но совершенно не по карману государству. Кажется, на один проект в этом списке будет больше.
Чиновники в России, впрочем, как и везде в мире, любят много обещать. Но вот с реализацией всего, что они обещают, порой возникают серьезные проблемы. Если вести список громких «мегапроектов», которые в разные годы обещали россиянам, то он будет внушительным – однако до реализации дошли не только лишь все.
Кроме прочего, это:
- скоростная железная дорога из Москвы в Санкт-Петербург. Сейчас «Сапсан» проходит расстояние за 3 часа 30 минут, но если отделить скоростные поезда от остальных, время сократится до 2 часов 15 минут;
- мост на Сахалин. Остров обладает огромными запасами природных ресурсов, но вывезти их оттуда очень сложно. Да и туристов было бы проще возить поездом;
- железная дорога в Китай через Горный Алтай. Сейчас поезда вынуждены идти через Казахстан или Монголию, или ехать через всю Россию на Дальний Восток, а новая ветка могла бы сильно упростить доступ грузов в КНР;
- мост через Лену в Якутске. Это единственный город из 100 крупнейших в России, который не имеет наземного сообщения с остальным материком – притом, что все упирается в 3-километровое расстояние через реку.
Конечно, это не все – еще есть проект Омского метрополитена, переноса железной дороги от черноморского побережья вглубь материка, и многое другое.
Но, наверное, самый амбициозный проект – это попытки продлить железнодорожное сообщение дальше на Дальний Восток. Сейчас огромные просторы России не имеют не то чтобы ж/д-сообщения, дальше Магадана и трассы «Колыма» просто нет постоянных дорог. Имея самую большую территорию в мире, Россия с трудом осваивает дальние просторы.
Решить проблему пытаются уже очень долго. Пока компромиссный вариант – это строительство железной дороги от станции Нижний Бестях в окрестностях Якутска до Магадана. Кстати, дорогу до столицы Якутии (767 километров от станции Нерюнгри) строили с 1985-го и достроили буквально несколько лет назад. Но стоимость дальнейшего строительства дороги до столицы Колымы может быть гигантской.
Вообще, рассматривается пять разных проектов, но компромиссным считается маршрут вдоль федеральной трассы. Как рассказали на днях чиновники, стоимость проекта составит 2 триллиона рублей. Обсуждать проекты начали пару лет назад – но стоимость строительства примерно 1800 километров дороги и сейчас кажется невозможной для России. Это примерно десятая часть всего федерального бюджета России, а надеяться на помощь регионов точно не стоит (Якутия – не бедный субъект, но таких возможностей точно не имеет, как и Магаданская область).
Инвестиционная программа РЖД – это 2 триллиона рублей на три года, но на эти деньги монополия развивает БАМ, Транссиб и транспортные коридоры к Черному и Азовскому морям (да и на эти цели компания хочет получить деньги из ФНБ).
Поэтому, несмотря на весь потенциал проекта дороги до Магадана, в обозримом и необозримом будущем он будет оставаться слишком дорогим для страны.