Найти в Дзене

Создатели первого самолета — кто они?

За любым изобретением всегда стоят люди. В этой статье расскажем, кто подарил миру самолеты.

Этими самыми людьми стали братья Орвилл и Уилбер Райт. Именно они сконструировали первый самолет с двигателем внутри. Но начнем с самого начала.

У Орвилла был свой издательский бизнес и еженедельная газета «Новости Вестсайда», Уилбер же помогал в разработке и построении печатного процесса, а также выступал в роли редактора издания.

В 1892 году братья открыли магазин и мастерскую по ремонту велосипедов, воспользовавшись бумом на это средство передвижения, а в 1896 году стали производить их под собственной торговой маркой. Заработанные на этом деньги Райт использовали для своих авиационных опытов. Этой сферой они заинтересовались после того, как им в руки попали журнальные статьи о планерах Отто Лилиенталя.

-2

В этом же году в мире авиации произошло сразу три важных события. Сначала Сэмюэл Пирпонт Лэнгли совершил успешный запуск летающей модели самолета с паровым двигателем, затем Октав Шанют нанял людей, испытавших различные типы планеров над песчаными дюнами на берегу озера Мичиган, в августе произошла трагедия — при крушении своего летательного аппарата погиб Отто Лилиенталь. Эти события произвели большое впечатление на братьев Райт.

-3

В мае 1899 года Уилбер написал письмо в Смитсоновский институт c намерением получить информацию об авиации. В ответ он получил несколько брошюр и список литературы. В этом же году братья Райт, вдохновленные опытом других ученых, начали свои эксперименты.

Главной их целью было изучение вопросов управления летательными аппаратами на длительные расстояния, а самое известное их достижение — открытие трех осей вращения самолета. Суть заключалась в том, что во время полета воздушное судно описывало сложную траекторию в пространстве. Эта система координат работала одновременно при движении и вращении вместе с самолетом. С ее помощью пилоты могли эффективно управлять судном и держать равновесие на протяжении всего полета. Именно такой метод и лег в основу конструирования современных самолетов.

-4

Братья Райт любили экспериментировать с аэродинамической трубой — это позволяло получать больше данных для проектирования и построения более эффективных крыльев и пропеллеров.

В июле 1899 года Уилбер впервые испытал полутораметрового воздушного змея на предмет перекашивания крыла. В ходе эксперимента выяснилось, что одна сторона получала большую подъемную силу и поднималась, а сам аппарат начинал поворачиваться в направление более низкого конца. Перекашивание создавалось с помощью тросов, прикрепленных к воздушному змею. Уилбер выполнял ими различные движения и поворачивал крылья вправо и влево.

-5

В 1900 году Райт начали первые испытания управляемых планеров. Место проведения экспериментов братья держали в секрете. Первое время основным грузом на борту были мешки с песком и цепи, а планер управлялся с земли. Получить точные данные им не удавалось — нужен был пилот, который бы лежал на нижнем крыле и уменьшал аэродинамическое сопротивление.

В 1901 году Райт построили новый планер. У него была большая площадь крыла. Однако две проблемы все равно оставались нерешенными — обеспечение расчетной подъемной силы и своевременная реакция на перекашивание крыла.

-6

В 1902 году братья снова построили новый планер, уменьшив изгиб крыла. У предыдущего летательного аппарата они были гораздо больше, поэтому желаемого результата Райтам не удавалось добиться. Так братья пришли к новой разработке, данные которой предварительно получили на испытаниях в аэродинамической трубе. Эти детали стали использоваться и дальнейшем. Всего планер выполнил 700-1000 полетов, самый длительный из которых составлял 26 секунд и преодолевал расстояние в 190 метров.

-7

В 1903 году был создан «Флайер-1» со встроенным двигателем. Самолет обладал новеньким пропеллером диаметром 2,6 и лопастями, которые были склеены из кусков ели (э — эрудиция). Первым поднялся в воздух Орвилл. За время полета он преодолел 36,5 м за 12 секунд.

Следующие полеты были совершены на расстояния в 52 и 60 метров. Райтам удалось подняться на 3 метра над уровнем земли.

-8

Все свои наблюдения, эксперименты и попытки братья фиксировали в записных книжках, что позволяло им не упускать деталей и совершенствоваться.

Так был задан старт современной авиационной науки. И мы, бесконечно, благодарны братьям за их опыты и усердие.