Найти тему
Слова и музыка Матецкого

CHAS CHANDLER: ТРИ ГЛАВЫ УСПЕХА

Совсем недавно мы вспоминали про Часа Чандлера (Chas Chandler) – разговор шёл о старой фотографии группы The Animals, которую выставили на аукцион (см. материал от 24 декабря). Думаю, будет правильней рассказать о нём чуть подробнее, тем более творческий путь этого удивительного человека представляет собой уникальную зигзагообразную линию.

Часа Чандлера – а его настоящее имя Брайан Джеймс Чендлер (Bryan James Chandler) – можно смело назвать одной из выдающихся личностей эпохи классического рока: он сумел троекратно просверкать на рок-небосклоне.

Чандлер родился в британском городке Хитон, рядом с Ньюкаслом, в 1938 году. Про раннее детство говорить не будем, отметим только, что в биографии юного Чандлера был вполне пролетарский эпизод – он работал токарем на ньюкаслской судоверфи.

В 1962 году Чандлер на некоторое время присоединился в качестве бас-гитариста в коллектив под названием The Alan Price Set – понятно, кто в нём был «за главного». Коллектив довольно быстро стал раскручиваться, а с приходом талантливого вокалиста Эрика Бердона (Eric Burdon) – и не только его - в 1963 году был переименован в The Animals.

-2

Это снимок The Animals 1964 года: слева направо - Eric Burdon (vocals), Alan Price (keyboards), Chas Chandler (bass), Hilton Valentine (guitar), John Steel (drums).

The Animals вскоре стали известны во всём мире, чему способствовал их хит номер один по обеим сторонам Атлантики – обработка американской народной песни “The House Of The Rising Sun”. Сингл вышел в июне 1964 года.

Чандлер не был «нулевым» музыкантом – он много занимался на инструменте, так что его басовые партии в группе становились всё интереснее. Однако пробиться на «звуковую авансцену» получалось нечасто. Хотя «звёздный час» у Часа всё же иногда наступал – прислушайтесь к его вступительному риффу в классической песне The Animals 1965 года “We Gotta Get Out of This Place”.

В этой съёмке за клавишами уже Дэйв Роуберри (Dave Rowberry).

Правда, похвалу за свою игру Час стал получать только спустя годы после его ухода из группы.

Кроме игры на бас-гитаре, высокорослый Чандлер также был неплохим бэк-вокалистом.

-3

Был он и сонграйтером, успешно сотрудничая с Эриком Бердоном.

Однако в 1966 году, после трех лет гастролей, Чандлер принял решение покинуть The Animals. Позже он говорил, что несмотря на активные гастроли, а группа давала по 300 концертов в год, заработать деньги никак не удавалось. «Мы гастролировали практически без перерыва - я не бывал дома годами, а карманы были по-прежнему пусты», - вспоминал Чандлер. – «Куда утекали деньги – это были сплошные загадки».

Ну, одну из загадок удалось разгадать быстро - Алан Прайс втихаря оформил на себя авторство аранжировки песни “The House Of The Rising Sun” и получал серьёзные деньги за это. Вместе с Чандлером из группы ушли гитарист Хилтон Валентайн и барабанщик Джон Стил.

После ухода Чандлер решил резко поменять сферу деятельности – заняться поиском молодых талантов, причём его привлекала изначально даже больше не роль менеджера (manager), а, скорее, продюсера звукозаписи (record producer).

Тут, как часто бывает, помог случай: во время последнего турне с The Animals по США, он стал свидетелем выступления неизвестного гитариста в  "Cafe Wha?" в нью-йоркском Гринвич-Виллидж. Посмотреть этого парня ему порекомендовала Линда Кит (Linda Keith), тогдашняя подруга гитариста Rolling Stones Кита Ричардса (Keith Richards). Вечер этот навсегда изменил жизнь Чандлера - исполнителем был тогда еще никому не известный Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), игравший под именем Джимми Джеймс (Jimmy James). Увидев его, Чандлер решил: «Я точно смогу сделать что-то грандиозное с этим парнем – он большой талант!».

-4

В сентябре того же 1966 года Чандлер убедил Хендрикса поехать с ним в Британию. По иронии судьбы, именно менеджер The Animals Майкл Джеффри (Michael Jeffrey) предложил Хендрису отказаться от псевдонима Джимми Джеймс и использовать настоящее имя. Джеффри и Чандлер какое-то время совместно занимались карьерой Хендрикса, а когда он приехали в Лондон, менеджеры рекрутировали бас-гитариста Ноэла Реддинга (Noel Redding) и барабанщика Митча Митчелла (Mitch Mitchell) в качестве минимальной ритм-группы поддержки Джими. Джеффри предложил назвать эту группу The Jimi Hendrix Experience.

-5

Хендрикс позже вспоминал, что энтузиазм Чандлера действительно сильно вдохновил его в начале карьеры.

Решение Чандлера отвезти Хендрикса в Лондон, представив самой продвинутой публике «свингующих 60-х», чтобы затем вернуться с триумфом в Америку, оказалось гениальным. Это была та же самая формула, которая привела к успеху The Animals – ведь они раскрутились в Америке, «изобретя заново» традиционную американскую песню “The House Of The Rising Sun”.

Опыт и контакты Чандлера сыграли решающую роль в продвижении Хендрикса.  Он предоставил Джими жилье и лично профинансировал первый сингл группы - песню “Hey Joe”, причём пластинка была выпущена до того, как трио заключило соответствующий “record deal” («контракт на запись»).

-6

Чандлер также познакомил Хендрикса с ведущим лондонским рок-гитаристом Эриком Клэптоном (Eric Clapton). Чандлер решил сделать хитрый ход – привёл Хендрикса на выступление клэптоновского психоделического трио Cream и спровоцировал его появление на сцене вместе с ними. Хендрикс буквально ошеломил аудиторию, в которой было много известных музыкантов. Этот ход дал молодому гитаристу огромный карьерный толчок.

Кроме этого, именно Чандлер надоумил Хендрикса поджечь свою гитару на сцене, что вызвало невероятное количество публикаций в мировых СМИ.

Интересен комментарий звукорежиссёра и продюсера Эдди Креймера (Eddie Kramer), работавшего с Хендриксом на первых двух альбомах Experience: «Чандлер был настоящим наставником Джими, и, я думаю, что это было очень и очень необходимо».

-7

Посмотрите редкую съёмку Хендрикса – это его участие в так называемом сборном Monsterkonzert в 1968 году. Звук подложен по-дурацки и невпопад, но изображение очень интересное – много знакомых лиц.

Чандлер уделял работе с Джими всё своё время, но не мог уследить за всеми непростыми проблемами своего подопечного – и именно это стало причиной прекращения его работы с Хендриксом. Во время записи альбома "Electric Ladyland" споры по поводу материала и его подачи достигли своего пика. Ноэл Реддинг так вспоминал позже об этом периоде «В студии было множество незнакомых людей – просто не пройти! Всё превращалось в вечеринку, а не сессию звукозаписи».

В 1969 году Чандлер перестал менеджировать Хендрикса, оставив Джеффри управлять всеми делами гитариста.

В том же году Час познакомился с группой Slade из Уэст-Мидлендс. Произошло это через агента группы. Чандлер увидел в группе потенциал и стал их менеджером и продюсером на будущие 12 лет, значительно поспособствовав головокружительной карьере Slade в Британии. Достаточно сказать, что за эти годы у них было шесть номер один хитов в UK.

-8

После провала сингла Slade "Knuckle Sandwich Nancy" (1981) Чандлер принял решение оставить свои обязанности. Тем не менее, он сыграл важную роль в переговорах по их следующему контракту с лейблом RCA, который продлился ещё на три альбома.

Позже Чандлер купил студию IBC Studios в Лондоне и управлял ею в течение четырех лет, прежде чем продать Дону Ардену (Don Arden), отцу Шэрон Осборн (Sharon Osbourne).

Были у Чандлера и другие проекты, но уже не такие заметные. Также он принял участие в коротких воссоединениях The Animals в 1977 и 1983 годах – снова выйти на сцену со старыми друзьями было очень приятно.

Последним его проектом было участие в финансировании строительства Newcastle Arena в родном городе. Был построен внушительных размеров зал на 10 000 мест, который открылся в 1995 году.

Час Чендлер скончался от аневризмы аорты в 1996 году, ему было всего 57 лет.

Согласитесь, удивительная судьба – ведь Чандлер, добившись успеха с Animals, сумел ещё подарить миру Хендрикса, а, вдобавок к этому, раскрутить Slade.

Да и Newcastle Arena продолжает жить, как монументальный памятник Часу Чандлеру.