Найти в Дзене
Путешествия, туризм, наука

Почему Латинская Америка никак не может выбраться из трущоб

Оглавление

Говоря о причинах и предпосылках нищеты на южноамериканском континенте, хотелось бы продемонстрировать цену, которую большинство платит ради обеспечения интересов меньшинств. Латинская Америка как никто больше подходит для иллюстрации этого тезиса. В особенности это касается наиболее сильных в регионе стран в экономическом измерении – Бразилии и Аргентины.

Жизнь в трущобах

Почти четверть населения континента живёт в трущобах. Появились они по разным причинам.

  1. Некоторые – давным-давно, как своеобразные переселенческие лагеря, перевалочные пункты, откуда мигранты из старого Света перемещались к новому месту жительства.
  2. Другие – как место, где униженные и оскорблённые со всех концов страны, оказавшиеся неспособными найти себя в рыночных условиях либо на фоне кризиса, искали пропитание, кров и небольшой доход. Сегодня такие районы, расположенные вдоль железнодорожных и автомобильных дорог, могут протянуться на десятки километров.
  3. Другой пример – перуанские трущобы в Лиме, где люди переселялись поближе к столице, убегая от действий вооружённых бандитских группировок. Этот огромный самостройный посёлок получил название шанти-тауна, в нём живёт свыше 80% обитателей перуанской столицы, хотя бандиты, которые заставили людей переселиться сюда, уже давным-давно остались в истории.

Условия

В народе местные трущобные кварталы называют фавелами. Здания тут делают из первых попавшихся стройматериалов, в том числе и тех, что не подходят один к другому. Металл, чаще профилированный, соседствует с шифером или деревом, пластиком и навесами из деревяшек, фанеры или тряпья, даже целлофана – всё это может служить домом местным людям.

Чаще всего под жильём подразумевают крошечные хижины в одну-две комнаты или небольшие квартиры, где в стеснённых условиях живут рядом десятки человек. Среди них тут и там высятся гранитные и мраморные дворцы лидеров местных мафиозных кланов – они и рады бы перебраться в более престижные районы, но понимают: утрачивать связь с «электоратом» нельзя.

Чтобы построить в этом месте дом, не нужна разрешительная документация, кроме санкции от главного человека в этом месте. Оно и понятно – сила рождает власть. Так что вам чаще всего в мраморный домик или к кому-то, кто работает на обитателя домика.

Условия проживания не имеют ничего общего с санитарными и гигиеническими нормами – большинство тут живёт среди заводской сажи, мусора и могил. Туалеты забыты как класс, а водопровода чаще всего нет и в помине, равно как и чистой воды, пригодной для питья. Чтобы купить последнюю, местным приходится тратить в разы больше денег, чем жителям США, при несравнимом уровне дохода. Поэтому популярностью пользуется сбор дождевой, а осенью и зимой – талой воды, оставшейся после таяния снегов в бочках и других ёмкостях.

Преступность

Другой подлинный бич фавел – высокая криминализация. Тут она выше всех на Земле. Дня не проходит, чтобы кого-нибудь не убили. Несмотря на то, что в регионе живёт меньше 10% от населения всего земного шара, преступлений тут совершается целых 32% от общего числа.

В Бразилии ежегодно убивают 50 тысяч человек – 10% от общемирового показателя. Причин тому великое множество. В числе прочих низкая квалификация и высочайшая коррупция полицейских, огромное количество бедных и колоссальные объёмы торговли наркотой. Кокаин из Венесуэлы, Колумбии и нескольких других стран покрывает потребности не только континента, но и всего шарика.

Посторонних тут не любят, туристам не рады, а передвигаться в одиночку смертельно опасно: в лучшем случае ограбят, в худшем – убьют и подадут в жареном виде в безымянной забегаловке. И это без преувеличений – когда еды не хватает, не стоит пренебрегать отличным мясом без паразитов.

Борьба с властями

Обитатели трущобных кварталов десятилетиями ведут холодную войну с государством, а изредка ей удаётся превратиться в «горячую». Сбежать отсюда некуда, работы нет, вот и приходится добывать пропитание на большой дороге. Разумеется, государство от таких перспектив не в восторге, но денег и желания проводить полноценные реформы нет.

Взять Олимпиаду в Рио в 2016 году – для того, чтобы снизить уровень криминализации города, за день до открытия городской совет попросту принял решение снести дома 50 тысяч человек, выбросив их на улицу без компенсаций и предупреждения. Некоторым потом дали социальное жильё крошечной площади, но большинство осталось ни с чем.

Почему бедные в этих странах стали бедными и обречены беднеть дальше?

Чтобы осознать причины, по которым положение таково, каково оно на сегодняшний момент, необходимо иметь представление об истории этих стран, хотя бы в общих чертах. С начала XVI столетия континент прошёл путь от первобытно-общинного уклада к индустриально-капиталистическим отношениям, но малость запоздал: когда в США и Западной Европе формировались корпорации, тут только заканчивался период первоначального накопления капитала. Поэтому более продвинутые капиталисты без труда скупили местный бизнес, монополизировав его и поставив на службу собственным интересам. Между США и европейским бизнесом шла настоящая война за влияние, причём началась она ещё до появления на карте независимых государств – американцы внесли решающий вклад в дело борьбы за независимость бывших испанских колоний и Бразилии. А когда дело было сделано – вцепились в них со всей возможной алчностью, превратив регион в свой задний двор и успешно конкурируя с германским, британским и французским капиталом.

Правда, Южную Америку не обошли капиталистические радости, что стало возможным благодаря развитию горнорудной и металлургической промышленности: в 1902-1910 году между чилийским, аргентинским и бразильским правительствами развернулся конфликт, вылившийся в так называемую дредноутную гонку. Ошалев от сверхдоходов, латиноамериканские царьки стали строить корабли, которых и у крупнейших на тот момент морских держав, Великобритании и Германии, было не более чем по десятку.

Несмотря на патриархальные традиции, появление пролетариата дало толчок социальным движениям. Они жёстко подавлялись при помощи полиции, а затем и армии. На весь мир гремели восстания ла Вильи, Диаша и Сапаты, приведших к власти диктатора Мадеру. После того, как он не смог провести реформы, его убили и к власти пришёл Уэрта. И так далее, бесконечное число раз, пока институционально-революционная партия не ввела в Мексике конституционное правление.

В других странах всё развивалось похожим образом: один диктатор сменял другого, но капиталисты из-за океана или с другого берега Карибского моря продолжали править экономикой, а армии новых вождей экспроприировали у местных продовольствие, скот, а иногда ещё и дочерей с жёнами.

Военные конфликты и экономические кризисы внесли свою лепту в обеднение региона, исключённого в период войн из процессов мировой торговли. На сегодняшний момент основные проблемы тут – ужасающе условия труда, мизерные доходы, беззащитность людей перед лицом власти и региональные перекосы. Решить их собственными средствами латиноамериканских государств практически невозможно – их не хватит, как и политической воли.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Как Дагестан стал главным туристическим направлением 2021 года

10 усадьб Подмосковья, куда стоит съездить на выходные (и актуальные правила их посещения)

Откуда в африканской Намибии такой яркий немецкий след?