Остап Бендер говорил, что «стулья надо ковать, пока они горячи». Так решили и создатели нескольких «Матриц»: пока Киану Ривз не состарился – надо успеть снять еще хотя бы 1 фильм.
В целом новая «Матрица» неплоха. Особенно для поклонников прежних частей этой эпопеи. В ней так же лихо закручен сюжет, так же есть постановочные боевые сцены, так же витает дух романтики и так же на высоком уровне – спецэффекты (город машин, Зеон, перевоплощения одного персонажа в другого и проч.).
Но общее впечатление от нынешней реинкарнации старых героев – довольно унылое. Вот какие 8 основных обломов разочарований можно выделить в новой «Матрице».
1. Философия фильма упрощена. Если самая 1-я «Матрица» поменяла взгляд на кино и реальность, задав новый тренд (все зрители только и говорили о том, что, мол, люди – это батарейки в матрице), если 2-я и 3-я картины поражали эффектами, а рассуждения там шли как бы параллельно, то в нынешнем кино всё еще более запутано, но, когда начинаешь распутывать – видишь, что особой глубины нет.
Да, конечно, как нас и предупреждали, в новом кино мир еще более провокационен, а реальность еще более субъективна. Но по большому счету нынешняя философия – просто перетасовка старых идей.
2. Сюжет затянут в ущерб экшену. Особенная затянутость идет в начале картины. Попавший в матрицу и лишенный воспоминаний Томас Андерсон без прежнего вдохновителя Дитера Болена Морфеуса однотипно и скучновато переживает день сурка.
А зритель добрых полчаса вынужден томиться в ожидании чего-то более подвижного.
3. Мы больше не видим старого доброго Морфеуса. Неповторимого, стильного Лоуренса Фишборна заменили на весельчака Яхью Абдулу-Матину II. Он, конечно, милый и обаятельный. Но загадочный шарм прежней реинкарнации ушел вместе с черным длинным плащом, сменив его на пестрые костюмчики.
В принципе, в «матрициане» уже бывали замены. 1-я самая главная трансформация произошла с Пифией: во 2-м фильме ее апгрейднули на другую программу афроамериканку. Причем из ситуации выкрутились довольно элегантно: сама Пифия сказала, что, дескать, многое меняется, вот и я уже не та… перепрограммирование, знаете ли… но начинка у меня прежняя…
4. Не видим мы больше и привычного нам агента Смита. Утонченного эльфа Элронда Хьюго Уивинга заменили на краснощекого Джонатана Гроффа. Этот пышущий здоровьем юноша движется технично, но почему-то не наводит на мысли о глубокомысленной программе…
5. Киану Ривз уже не поражает публику изысканной пластикой и боевыми искусствами. Оно и понятно: сложновато работать с грацией и непринужденностью 30-летнего мальчика, когда ты повзрослел почти в 2 раза.
Сейчас актеру 57 лет.
1-я «Матрица» снималась в 1998 г., ему тогда было 34 года.
2-я и 3-я части снимались в 2002 г., когда ему было 38 лет.
Теперь актер движется в замедленном ритме, а вместо боевых искусств использует магическую защиту – ставит энерго-щит. Видимо, годы работы создателем компьютерных игр не прошли даром... :)
Есть подозрение, что и в немногих сценах, где нынешний Нео все же машет руками и ногами, атакуя противников, большую часть движений за него на сей раз делают дублеры.
6. Тринити тоже «уже не та». Нет-нет, она прекрасно выглядит. И она так же любит скорость и гоняет на мотоциклах. Более того – создатели фильма даже доверили ей большую честь: спасти Избранного… ну, и весь мир заодно. Но…
Актрисе – 54 года, героине – неизвестно точно, но, судя по тому, что по сюжету с предыдущих событий прошло 60 лет, теперь ей не менее 90 лет.
…но почему-то хочется процитировать недоверчивого Станиславского…
То ли искра из ее глаз исчезла? То ли ее запал ушел? Тринити спасает мир с усталым взглядом. А утративший способность полноценно спасать мир Нео вызывает грустинку.
Конечно, наша Тринити в этот раз даже в 1 драке участвует, ногами и руками размахивая вполне сносно (правда, в 1 кадре ноги и лицо не показывают – видимо, вместо Кэрри-Энн Мосс на сей раз работает дублерша).
Однако в целом, как и Нео, повзрослевшая героиня слегка заторможена и движется, как в анекдоте, «медленно и печально».
Так что создатели фильма очень кстати придумали главную идею: мир спасет любовь. Идея стара… но непреходяща. И 90-летние (ну, примерно) персонажи с уровня боевых искусств переходят на уровень духовных практик.
7. Не тот уже и архитектор Матрицы. Не то, чтобы зрители так уж привязались к прежнему Архитектору. Но выглядел он весьма импозантно. Нынешний же – ой, мелковат…
8. В целом, как только к фильму начинают снимать разного рода сиквелы/приквелы/спин-оффы – всё, считай, идея исчерпана, заэксплуатирована. (О подобном регрессе я уже писала на моем канале. Читайте пост «Новый мульт "Конь Юлий и большие скачки": похоже, цикл о 3 богатырях выдыхается».)
Что дальше? В новых сериях братья сестры Вачовски будут всё удлинять сроки жизни персонажей, переводя их еще глубже в псевдодуховные практики? Или будут выжимать соки с юных детей Нео и Тринити, которые возьмутся за переделку мира? (Как пела некогда Янка Дягилева, «продана смерть моя… всё с молотка»…)
Как видите, воскрешать кино-образы Нео и Тринити, пожалуй, уже не стоило. И дело не в возрасте героев и актеров: выглядят и играют они великолепно. Дело в изжившей себя идее, отработавшей свое на все 100, даже на 200%.
П. с. Также читайте пост «Почему в "Матрице" имена у героев неудачные: Нео, Морфеус, Тринити, Персефона и др.».
#Фантастика #кино #культура #будущее #фэнтези #Голливуд #обзоры #телевидение #обзор фильма