«Наши показы проходили незаметно - люди ждали Высоцкого... Он нёс какое-то невероятное чувство свободы, чувство истины
К СВЕДЕНИЮ
Александр ЕФРЕМОВ - актёр, кино- и театральный режиссёр, Народный артист Беларуси. Родился в 1951 году в Горьком (сейчас - Нижний Новгород, Россия). Окончил ВГИК. С 1976 года работает на киностудии «Беларусьфильм», преподаёт в Белорусской академии искусств (с 2001 года - профессор). С 1991 года - руководитель Театра-студии киноактера. Снял несколько документальных и видеофильмов. Снялся в семи фильмах, как режиссер поставил 18 картин и 9 спектаклей. Среди самых известных киноработ: «Давай поженимся» (1982), «Наш человек в Сан-Ремо» (1990), «Поводырь» (2001), «Дунечка» (2005), «Рифмуется с любовью» (2006), «Снайпер: оружие возмездия» (2009), «Немец» (2011).
Право на счастье надо доказать
- Александр Васильевич, имена режиссёров зрители редко запоминают больше помнят актёров, не обидно?
- На ваш вопрос отвечу историей, недавно прочитанной в книге Сергея Соловьева, тот её в свою очередь услышал от Сергея Бондарчука, который был дружен с Феллини. Когда Сергей Фёдорович приезжал в Италию, они непременно встречались. В очередной раз приехав в Италию, договорились о встрече в ресторане. Феллини опоздал, пришёл явно грустный и чем-то озабоченный. «Что случилось?», - встревожился Бондарчук. «У меня премьера сегодня. Наверное, я не прав, что не позвал тебя с собой - ты должен это увидеть»! И они отправились в кинотеатр. В огромном зале сидела буквально пара десятков зрителей. Феллини сказал Бондарчуку: «Понимаешь, мой зритель умер». «И что делать»? На что Феллини ответил: «Самому умереть, и тогда всё вернётся». Эту историю Бондарчук рассказывал Соловьеву в Италии. Они прогуливались вдоль центральной площади в Риме и увидели огромную очередь, толпившуюся у кинотеатра. И надпись «В память великого Феллини - показ его последней картины «Голос луны»». Зал был забит. Мастер опять оказался прав. В этом нет какой-то вселенской горечи. Феллини, Бергман, Куросава, Тарковский… - раньше эти имена были творческой Меккой, а теперь людей, которые интересуются историей кино, становится все меньше и меньше, но от этого само кино хуже не делается.
- Скажите с высоты своего опыта, почему белорусский кинематограф всегда в коротких штанишках, в углу: его принято ругать, ставить в пример российский?..
- Неправда, в истории белорусского кино очень много картин достойных, славных, оценённых зрителями и критиками. Фестивали, огромные кинозалы, переполненные зрителями - всё было. Я пришёл на студию «Беларусьфильм» в период её расцвета: тогда там работали мэтры Виктор Туров, Игорь Добролюбов, Михаил Пташук, Леонид Нечаев, Валерий Рыбарёв - список долго можно продолжать. Я делал фильмы в счастливое время, и буду защищать каждую свою картину. Фильмы, сделанные ещё в начале творческой биографии показывают до сих пор. И когда говорят о белорусском кино вцелом, огульно, для меня это звучит как личное оскорбление, потому что это - моя жизнь, и я от неё не готов отказаться. Для многих белорусское кино - это теплые воспоминания детства, это «Приключения Буратино», «Красная шапочка» и многие другие. Есть ведь чем гордиться! Сейчас кинематограф переживает не лучшие годы. Это потому, что жизнь самой республики достаточно сложна. И интересы кинематографа где-то там, чуть дальше насущных забот, и не надо даже сравнивать финансирование картины обожаемого мною Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2» в 45 миллионов долларов и наши с бюджетом, в том же долларовом эквиваленте, миллион, редко больше. Конечно, мешают не только деньги, но и то, что и в российском и белорусском кинематографе мало картин, рассказывающих о том, как живется не милиционерам, не бандитам, а обычным людям. Нынешний период сложный, но я не вижу прорывов и в других областях.
- Учеба во ВГИКЕ свела вас даже с Владимиром Высоцким...
- Не могу назвать наше знакомство близким. Познакомился благодаря моему профессору, народному артисту Советского Союза кинорежиссеру Александру Столперу. Последняя его картина называлась «Четвёртый», по Симонову, там играл Владимир Семенович.
У меня был третий курс, и мне было страшно интересно, как всё происходит на площадке, вот я и крутился там и пристал к Высоцкому. Набрался смелости и попросил: «Никак не могу попасть на ваш спектакль - такой ажиотаж!» Так время от времени я стал приходить на Таганку, и для меня, 22-летнего, это был праздник, даже смог увидеть Высоцкого в спектакле «Вишнёвый сад», где он играл Лопахина! Посмотрел знаменитую постановку «Гамлета». Приходил к театру, там уже стояли такие же жаждущие попасть на спектакль, подходили к служебному входу, - хотя бы увидеть этих легендарных артистов. Тогда и наступал мой «звездный час»: дверь приоткрывалась, Высоцкий оглядывал толпу и говорил: «Саня, ну где ты там, иди сюда!» И я шёл гордо к этой двери, а толпа рассматривала - что за Саня? Сейчас я понимаю, как это выглядело смешно!
Потом мы с Вадимом Абдрашидовым ездили на встречи с работниками различных учреждений. На афишах мелкими буквами иногда было дописано имя Высоцкого, а иногда и вовсе не писалось. Наши показы (у Вадика была картина «Остановите Потапова», а у меня - «Егор Булычёв») проходили незаметно - люди ждали Высоцкого... Он нёс какое-то невероятное чувство свободы, чувство истины. Полагаю, сейчас тоже такие люди есть, и мы ещё услышим их имена не только в кинематографе, но и в музыке, в литературе.
- На «Беларусьфильм» вы попали по распределению, потом должны были уехать на «Ленфильм» но не сложилось, не жалеете?
- Не жалею. Остался и успел кое-что сделать на студии, в театре, на белорусской земле. Тут у меня прекрасная жена, изумительные дочка и внучка - есть чему радоваться.
- Почему неохотно говорите о личной жизни?
- На то она и личная.
- Супруга Валерия - актриса, человек, как кажется, очень волевой. Кому в вашем тандеме сложнее?
- Ей со мной сложнее, конечно. Она - чудесный человек, очаровательная женщина, прекрасная актриса. Недавно я снимал картину «Верни меня». У неё там блестящая роль - играет мать мальчика, влюблённого в её ровесницу, её подругу, писательницу. Мы давно прошли ту стадию, когда мне приходилось её убеждать, что нужно играть именно так. У нас не так много времени, чтобы попусту дискутировать: объем того, что приходиться сделать за смену, так велик, что даже время на распивание чая нет.
- Недавно вы стали дедушкой, что больше взволновало - рождение дочки или внучки?
- Дочь Даша у меня родилась в первый съёмочный день картины «Давай поженимся», а Любава, внучка, в апреле. Она уже вертит мужчинами, особенно дедушкой! Очень интересно было общаться с Дашей, когда ей было года три: первые вопросы, разговоры, жду с нетерпением, когда и внучке станет столько же, сможем с ней поговорить «о Шиллере, о славе, о любви»... Это строки из стихотворения Геннадия Шпаликова - удивительно талантливого человека, чьи стихи часто подходят не только к его сценариям, но и к нашей жизни.
Екатерина Романова, Минск
© "Союзное государство", № 1-2, 2016
Материал дан в сокращённом варианте. Хотите полную версию – пишите в личку.
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!