Найти в Дзене
Белорус и Я

Режиссёр Александр ЕФРЕМОВ – о знакомстве с Высоцким, работе и семье

Оглавление
«Наши показы проходили незаметно - люди ждали Высоцкого... Он нёс какое-то невероятное чувство свободы, чувство истины

К СВЕДЕНИЮ

Александр ЕФРЕМОВ - актёр, кино- и театральный режиссёр, Народный артист Беларуси. Родился в 1951 году в Горьком (сейчас - Нижний Новгород, Россия). Окончил ВГИК. С 1976 года работает на киностудии «Беларусьфильм», преподаёт в Белорусской академии искусств (с 2001 года - профессор). С 1991 года - руководитель Театра-студии киноактера. Снял несколько документальных и видеофильмов. Снялся в семи фильмах, как режиссер поставил 18 картин и 9 спектаклей. Среди самых известных киноработ: «Давай поженимся» (1982), «Наш человек в Сан-Ремо» (1990), «Поводырь» (2001), «Дунечка» (2005), «Рифмуется с любовью» (2006), «Снайпер: оружие возмездия» (2009), «Немец» (2011).

Право на счастье надо доказать

- Александр Васильевич, имена режиссёров зрители редко запоминают больше помнят актёров, не обидно?

- На ваш вопрос отвечу историей, недавно прочитанной в книге Сергея Соловьева, тот её в свою очередь услышал от Сергея Бондарчука, который был дружен с Феллини. Когда Сергей Фёдорович приезжал в Италию, они непременно встречались. В очередной раз приехав в Италию, договорились о встрече в ресторане. Феллини опоздал, пришёл явно грустный и чем-то озабоченный. «Что случилось?», - встревожился Бондарчук. «У меня премьера сегодня. Наверное, я не прав, что не позвал тебя с собой - ты должен это увидеть»! И они отправились в кинотеатр. В огромном зале сидела буквально пара десятков зрителей. Феллини сказал Бондарчуку: «Понимаешь, мой зритель умер». «И что делать»? На что Феллини ответил: «Самому умереть, и тогда всё вернётся». Эту историю Бондарчук рассказывал Соловьеву в Италии. Они прогуливались вдоль центральной площади в Риме и увидели огромную очередь, толпившуюся у кинотеатра. И надпись «В память великого Феллини - показ его последней картины «Голос луны»». Зал был забит. Мастер опять оказался прав. В этом нет какой-то вселенской горечи. Феллини, Бергман, Куросава, Тарковский… - раньше эти имена были творческой Меккой, а теперь людей, которые интересуются историей кино, становится все меньше и меньше, но от этого само кино хуже не делается.

- Скажите с высоты своего опыта, почему белорусский кинематограф всегда в коротких штанишках, в углу: его принято ругать, ставить в пример российский?..

- Неправда, в истории белорусского кино очень много картин достойных, славных, оценённых зрителями и критиками. Фестивали, огромные кинозалы, переполненные зрителями - всё было. Я пришёл на студию «Беларусьфильм» в период её расцвета: тогда там работали мэтры Виктор Туров, Игорь Добролюбов, Михаил Пташук, Леонид Нечаев, Валерий Рыбарёв - список долго можно продолжать. Я делал фильмы в счастливое время, и буду защищать каждую свою картину. Фильмы, сделанные ещё в начале творческой биографии показывают до сих пор. И когда говорят о белорусском кино вцелом, огульно, для меня это звучит как личное оскорбление, потому что это - моя жизнь, и я от неё не готов отказаться. Для многих белорусское кино - это теплые воспоминания детства, это «Приключения Буратино», «Красная шапочка» и многие другие. Есть ведь чем гордиться! Сейчас кинематограф переживает не лучшие годы. Это потому, что жизнь самой республики достаточно сложна. И интересы кинематографа где-то там, чуть дальше насущных забот, и не надо даже сравнивать финансирование картины обожаемого мною Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2» в 45 миллионов долларов и наши с бюджетом, в том же долларовом эквиваленте, миллион, редко больше. Конечно, мешают не только деньги, но и то, что и в российском и белорусском кинематографе мало картин, рассказывающих о том, как живется не милиционерам, не бандитам, а обычным людям. Нынешний период сложный, но я не вижу прорывов и в других областях.

- Учеба во ВГИКЕ свела вас даже с Владимиром Высоцким...

- Не могу назвать наше знакомство близким. Познакомился благодаря моему профессору, народному артисту Советского Союза кинорежиссеру Александру Столперу. Последняя его картина называлась «Четвёртый», по Симонову, там играл Владимир Семенович.

Фильм "Четвёртый", 1972. Слева направо: Владимир Высоцкий, Александр Кайдановский, Сергей Шакуров, Сергей Сазонтьев
Фильм "Четвёртый", 1972. Слева направо: Владимир Высоцкий, Александр Кайдановский, Сергей Шакуров, Сергей Сазонтьев

У меня был третий курс, и мне было страшно интересно, как всё происходит на площадке, вот я и крутился там и пристал к Высоцкому. Набрался смелости и попросил: «Никак не могу попасть на ваш спектакль - такой ажиотаж!» Так время от времени я стал приходить на Таганку, и для меня, 22-летнего, это был праздник, даже смог увидеть Высоцкого в спектакле «Вишнёвый сад», где он играл Лопахина! Посмотрел знаменитую постановку «Гамлета». Приходил к театру, там уже стояли такие же жаждущие попасть на спектакль, подходили к служебному входу, - хотя бы увидеть этих легендарных артистов. Тогда и наступал мой «звездный час»: дверь приоткрывалась, Высоцкий оглядывал толпу и говорил: «Саня, ну где ты там, иди сюда!» И я шёл гордо к этой двери, а толпа рассматривала - что за Саня? Сейчас я понимаю, как это выглядело смешно!

Потом мы с Вадимом Абдрашидовым ездили на встречи с работниками различных учреждений. На афишах мелкими буквами иногда было дописано имя Высоцкого, а иногда и вовсе не писалось. Наши показы (у Вадика была картина «Остановите Потапова», а у меня - «Егор Булычёв») проходили незаметно - люди ждали Высоцкого... Он нёс какое-то невероятное чувство свободы, чувство истины. Полагаю, сейчас тоже такие люди есть, и мы ещё услышим их имена не только в кинематографе, но и в музыке, в литературе.

- На «Беларусьфильм» вы попали по распределению, потом должны были уехать на «Ленфильм» но не сложилось, не жалеете?

- Не жалею. Остался и успел кое-что сделать на студии, в театре, на белорусской земле. Тут у меня прекрасная жена, изумительные дочка и внучка - есть чему радоваться.

- Почему неохотно говорите о личной жизни?

- На то она и личная.

- Супруга Валерия - актриса, человек, как кажется, очень волевой. Кому в вашем тандеме сложнее?

- Ей со мной сложнее, конечно. Она - чудесный человек, очаровательная женщина, прекрасная актриса. Недавно я снимал картину «Верни меня». У неё там блестящая роль - играет мать мальчика, влюблённого в её ровесницу, её подругу, писательницу. Мы давно прошли ту стадию, когда мне приходилось её убеждать, что нужно играть именно так. У нас не так много времени, чтобы попусту дискутировать: объем того, что приходиться сделать за смену, так велик, что даже время на распивание чая нет.

С супругой Валерией Арпановой. Фото: listapad.com
С супругой Валерией Арпановой. Фото: listapad.com

- Недавно вы стали дедушкой, что больше взволновало - рождение дочки или внучки?

- Дочь Даша у меня родилась в первый съёмочный день картины «Давай поженимся», а Любава, внучка, в апреле. Она уже вертит мужчинами, особенно дедушкой! Очень интересно было общаться с Дашей, когда ей было года три: первые вопросы, разговоры, жду с нетерпением, когда и внучке станет столько же, сможем с ней поговорить «о Шиллере, о славе, о любви»... Это строки из стихотворения Геннадия Шпаликова - удивительно талантливого человека, чьи стихи часто подходят не только к его сценариям, но и к нашей жизни.

Екатерина Романова, Минск

© "Союзное государство", № 1-2, 2016

Материал дан в сокращённом варианте. Хотите полную версию – пишите в личку.

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего портала на тему
Культура Союзного государства смотрите здесь

ТОП-3