«И Он есть глава тела — Церкви; Он — начаток, Первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота» (Кол. 1:18, 19).
Здесь от обсуждения связи Иисуса со вселенной Павел переходит к Его связи с церковью. Иисус управляет не только вселенной, но и церковью.
«И Он есть глава тела — Церкви» (1:18)
Кроме того что Иисус есть образ Бога, рождённый прежде всего творения и Создатель вселенной, Он также глава тела — Церкви.
Четырежды в этом контексте Павел говорит, кто есть Иисус. Он есть образ Бога (ст. 15), прежде всякого творения (ст. 17), глава тела (ст. 18) и начаток (ст. 18). В других местах Павел учит, что Иисус есть глава «Церкви, которая есть тело» (Еф. 1:22, 23; 5:23). В Послании к колоссянам он использует обратный порядок: «глава тела — Церкви» (ст. 18; см. 1:24).
Голова по отношению к телу занимает важное положение. Голова контролирует, направляет и определяет действия тела, а тело покорно отвечает на желания головы (Еф. 5:24). Как глава, Иисус действует и осуществляет Свои замыслы через тело. Тело, церковь, существует для того, чтобы исполнять желания Иисуса; его члены действуют как Его земные представители. Голова нуждается в том, чтобы тело функционировало, а тело нуждается в том, чтобы голова контролировала его функции. Забота о теле, его благополучие зависит от головы. Взаимосвязь Иисуса с телом носит личный характер; она отличается от связи, допустим, владельца дома с этим домом. Церковь, как и человек, функционирует только при наличии между главой и телом правильной взаимосвязи.
Достоин внимания комментарий Робертсона о главенстве Иисуса:
«Он имеет господство и власть над Своей церковью, как голова над телом. Между телом и головой существует очень важная связь. Однако тело не даёт указания голове. Оно может испытывать боль и нередко испытывает её, но боль находится под контролем головы и подчинена голове… Тело нуждается в Главе, и Главе нужно тело, чтобы оно исполняло Его волю и осуществляло Его повеления».
Тело и церковь — одно и то же. Робертсон верно отмечает: «Здесь Павел употребляет два слова: “тело” [и] “церковь”, одно поясняет другое…» Таким образом, церковь есть тело Христово, церковь Христова.
Павел пишет «тело», а не «тела». Под словом «тело» он подразумевает одно единственное тело, одну церковь. Используя образ тела по отношению к церкви, Павел всегда употребляет единственное число и никогда — множественное (1 Кор. 12:24, 25, 27; Еф. 1:23; 4:12, 16; 5:23, 30; Кол. 1:24; 2:19). Много раз, говоря о теле, он подчёркивает, что оно одно (Рим. 12:5; 1 Кор. 10:17; 12:12, 13, 20; Еф. 2:16; 4:4; Кол. 3:15). Прибегая к таким выражениям как «тело Христово» (1 Кор. 12:27) или «тело Его» (Еф. 1:23; 5:30; Кол. 1:24), Павел учит, что одно тело Христа — это церковь Христа. Множественное число, «церкви», — как в предложении «приветствуют вас все церкви Христовы» (Рим. 16:16) — употреблено только по отношению к общинам, а не к вселенской церкви. Концепция церкви как тела имеет важный практический смысл.
«Вероятно, именно благодаря этой концепции церкви как тела Христова мы можем лучше понять, почему Павел говорит, что верующие находятся «в Христе», а Христос в них. Потому что они «в Христе» как члены Его тела, «в Христа крестившиеся» (Гал. 3:27); Он в них, потому что это Его жизнь оживляет их. Мы можем сравнить это с другой органической аналогией, приведённой в Ин. 15:1 и дал.; там ветви — в виноградной лозе, а виноградная лоза — в ветвях» (Брюс).
По-гречески «тело» — сома. Павел сравнивает церковь с человеческим телом (Рим. 12:4, 5; 1 Кор. 12:12, 13), представляющим собой одно организованное целое, где каждый член имеет свои способности, которые помогают функционированию всего тела.
Слово «церковь» (экклесиа) в Новом Завете означает группу людей, а не здание. До того как войти в христианскую лексику, слово экклесиа использовалось для обозначения регулярно созываемого политического органа — городского совета — в греческом обществе. В Новом Завете оно используется в значении всех последователей Иисуса (Мф. 16:18), местных общин Христа (Рим. 16:16), церквей того или иного региона (1 Кор. 16:1), христиан, собранных вместе (1 Кор. 14:23), христиан, рассеянных по разным местам (Деян. 8:1), и нерелигиозного собрания (Деян. 19:32, 39, 41). В 1:18 слово «церковь» в письме к колоссянам упоминается впервые. Здесь, как и в стихе 24, оно означает всех последователей Иисуса, а не какую-то отдельную общину. Позже Павел дважды использует его в связи с местными общинами (4:15, 16).
Тесная связь Иисуса с церковью говорит о её важности. Он её создал и владеет ею (Мф. 16:18); Он приобрёл её (Деян. 20:28), Он её основание (1 Кор. 3:11), глава (Еф. 1:22, 23) и Спаситель (Еф. 5:23). Через церковь Бог явил Свою мудрость (Еф. 3:10). Иисус представит её Себе святой и непорочной (Еф. 5:25–27).
Церковь принадлежит Иисусу, потому что Он купил её Своей кровью. По этой причине её можно называть «церкви Христовы» (Рим. 16:16) или «церковь Божья» (1 Кор. 1:2), так как Иисус есть Бог (Ин. 1:1, 2). Общину можно идентифицировать как церковь в том или ином городе, например «церковь в Иерусалиме» (Деян. 8:1). Мы также находим библейское обоснование, чтобы называть церкви по слою общества, их составляющему, например «церкви из язычников» (Рим. 16:4), а также церкви в отдельном регионе, например «церкви галатийские» (1 Кор. 16:1). Среди других библейских определений — «церкви святых» (1 Кор. 14:33), «церковь Бога живого» (1 Тим. 3:15) и «церковь первенцев» (Евр. 12:23). В Деян. 5:11 просто сказано «церковь».
Церковь есть «царство небесное» (Мф. 16:18, 19), «стадо» (Деян. 20:28), «тело Его» (Еф. 1:22, 23) и «дом [семья] Божий» (1 Тим. 3:15). Члены тела Христова, церкви, — граждане царства (Еф. 2.19), овцы стада (Ин. 10:16) и дети Божьи, члены Его семьи (Гал. 3:26, 27). Церковь составлена из очищенных смертью Иисуса. Крещение вводит людей в Божье царство (Ин. 3:5), одно тело (1 Кор. 12:13), которое есть церковь (1 Тим. 3:15). Те, чьи имена записаны в книгу жизни, зачислены на небеса (Евр. 12:23; Отк. 21:27). Они войдут в этот «святой город» (см. Отк. 21:2, 10; 22:19).
О небесной судьбе церкви мы можем знать из ряда библейских заявлений. Сыны Божьего царства «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:37–43). Иисус даст вечную жизнь овцам Своего стада (Ин. 10:27, 28). Он Спаситель тела (Еф. 5:23). Мы чада Божьи и поэтому Его наследники (Рим. 8:16, 17; Гал. 4:7). Наше наследство хранится на небесах (1 Пет. 1:3, 4).
Угодные члены Христовой церкви повинуются Ему (Еф. 5:24). Верный христианин соблюдает Его заповеди, потому что любит Его и имеет страх Божий (Ин. 14:15, 21, 23; Фил. 2:12; 1 Пет. 1:17). Иисус сказал: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почитает Отец Мой» (Ин. 12:26).
«Он — начаток, Первенец из мёртвых» (1:18)
Павел пишет: «Он — начаток, Первенец из мёртвых». Как и в стихе 15, Павел называет Иисуса прототокос, «первенцем». Ранее он сказал «рождённый прежде всякого творения»; на этот раз он говорит «Первенец из мёртвых» (см. Отк. 1:5).
Иисус не первый, кто восстал из мёртвых. Илия воскресил сына вдовы из Сарепты (3 Цар. 17:21, 22). Елисей вернул к жизни сына сонамитянки (4 Цар. 4:34–36). Человек, которого бросили в могилу Елисея, ожил (4 Цар. 13:20, 21). Иисус воскресил дочь Иаира (Мк. 5:22, 35– 42), сына вдовы из Наина (Лк. 7:11–15) и Лазаря (Ин. 11:43, 44). Все они ожили до воскресения Иисуса. Но хотя Иисус не самый первый из воскрешённых, Он самый важный. В этом смысле Он «первенец» среди всех воскресших. Он первый из воскресших больше не умрёт (1 Кор. 15:22, 23). Своим воскресением Он открыл и другим путь к воскресению (Рим. 6:8).
Павел говорит не о том, что Иисус ожил первым хронологически, а подчёркивает превосходство Иисуса. «Из мёртвых» подразумевает, что Он от смерти вернулся к Своему превознесённому положению. Пётр учил этой истине на Пятидесятницу. Иисус воскрес и, вознёсшись, воссел на Давидовом престоле (Деян. 2:30, 31), чтобы господствовать над всем (Еф. 1:20–23; 1 Пет. 3:22).
Главенство Иисуса над церковью основано на Его превосходстве надо всем во вселенной. Он не только над вселенной; Он также глава церкви. Сейчас Он управляет всеми установлениями во вселенной.
«Дабы иметь Ему во всём первенство» (1:18)
Павел продолжает: «Дабы иметь Ему во всём первенство». В Новом Завете «иметь первенство» (протьюо) встречается только здесь. Однако это слово много раз употребляется в форме прилагательного протос, которое означает «первый»; от него образован термин «протон».
Превосходство Иисуса не только природное; оно определяется также Его воскресением. Так как Иисус первый и самый главный из воскресших, Он имеет превосходство над всеми, кто воскреснет в будущем. Благодаря Его победе над смертью Он стал источником жизни. Как победитель, поразивший всех врагов (Евр. 2:14), Он теперь превыше всех и не имеет соперников во вражеском стане. Он может дать победу над смертью всем, кто живёт для Него (1 Кор. 15:55–57).
Когда Иисус вознёсся на небеса, Ему была дана власть над всеми земными и небесными силами. Сейчас Он имеет всякую власть на небе и на земле. Единственный, над кем Он не возвысился, это Отец, который «всё покорил под ноги Его» (1 Кор. 15:27). Но, хотя Он царствует надо всем, некоторые враги ещё не покорились Ему (1 Кор. 15:25, 26).
«Ибо благоугодно было Отцу» (1:19)
Павел говорит, что в Иисусе обитает полнота, «ибо [так] благоугодно было Отцу». Союз «ибо» (хоти), который ещё можно перевести «потому что», связывает этот стих с тем, что было сказано об Иисусе в стихах 16–18. «Благоугодно» (эудокео) — это то же слово, которое прозвучало во время крещения Иисуса, когда Отец сказал, что в Нём Его благоволение, когда цитировалось пророчество Исаии и во время Преображения (Мф. 3:17; 12:18; 17:5).
Возвысив Иисуса до такого высокого положения, Отец исполнил Свой предвечный замысел. Иисус не добивался этой славы от Отца (Фил. 2:6), но с благодарностью принял её от Него. Иисус пришёл, чтобы исполнить волю Отца, потому что у Него с Отцом одна цель (Ин. 10:30). Во всём, что Иисус делал, Он творил волю Отца (Ин. 4:34; 5:30; 6:38; Евр. 10:9). За то, что Иисус послушно принял смерть на кресте, Отец «превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил. 2:9).
Через Иисуса, а также через Своих детей Отец «производит… и хотение, и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13). Это не значит, что каждое событие в жизни происходит по воле Бога. Он даёт всем людям право выбора (Иис. Н. 24:15), и даже Иисус показал, что у Него есть свобода выбора, когда молился в Гефсиманском саду (Мф. 26:39).
«Чтобы в Нём обитала всякая полнота» (1:19)
Богу было угодно, «чтобы в Нём обитала всякая полнота». Глагол «обитала» (катойкео), имеющий в оригинале форму инфинитива настоящего времени, означает, что эта полнота продолжает обитать. Земная жизнь Иисуса выражена глаголом «обитало» (Ин. 1:14), имеющим форму аориста, который указывает на единовременное действие. Полнота, обитающая в Иисусе, не единовременная полнота; она непреходяща.
«Полнота», по-гречески плерома, здесь имеет такой же смысл, что и в Ин.1:16 и Еф. 1:23; 3:19; 4:13. Далее в Послании к колоссянам Павел возвращается к этой мысли и подчёркивает один аспект полноты, которая в Иисусе: «Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). В Нём — спасение, воскресение, вся власть, сила и демонстрация Отца. Кроме того, в Нём и теперь продолжает существовать полнота всех Божьих замыслов для человечества и полная демонстрация природы Отца.
Отец осуществил Свой замысел в Иисусе. У человечества нет другого Создателя, Господа, Учителя, Законодателя и Спасителя, кроме Иисуса. По отношению ко всему творению Иисус есть всё во всём. В Нём исполнились все Божьи замыслы, связанные с сотворением. Своим страданием на кресте Он сделался совершенным, полным Спасителем человечества (Евр. 5:9). Помимо всего этого, в Нём обитает вся сила Бога и природа Божества в чистом виде и полностью открытые. Иисус не испытывает недостатка ни в одном из этих качеств.
Из того, что Бог позволил всей полноте обитать в Нём, следует, что Он удовлетворяет всякую нужду обитателей земли. Колоссянам не нужно было обращаться ни к кому, кроме Иисуса. Это же относится и к людям сегодня. Если они нуждаются в спасении, Иисус даёт спасение. Если они нуждаются в духовной помощи, Иисус их помощник. Если они нуждаются в учении, Иисус единственный истинный учитель. Для человека Он единственный Спаситель (Деян. 4:12) и посредник (1 Тим. 2:5). Как посредник, Он дал примирение отчуждённым от Бога. Полнота для христиан пребывает в Иисусе. Дело учителя — вести людей к тому, чтобы они находили свою полноту только во Христе: у него нет ничего, что бы он мог дать своим людям, кроме Христа.
Церкви, которые пытаются удовлетворять духовные нужды вне Иисуса, отошли от Того единственного, кто может восполнить эти нужды. Они обратились от Него к негодному источнику. Когда Израиль обратился от Бога к идолам, Иеремия писал: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоёмы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2:13).
Вне Иисуса нет полноты. В Иисусе есть всё, что нужно христианам, чтобы сделать свои отношения с Богом совершенными. Это основа основ, которую закладывает Павел в данном стихе и в Кол. 2:10, где пишет: «Вы имеете полноту в Нём».
#толкование библии #новый завет #толкование нового завета #иисус #христос #иисус христос #христианство #религия #церковь