Найти в Дзене
UBS Автоблог

Все водители автобусов в СССР обматывали рули пластиком - но зачем: рассказываю

Оглавление

Привеееет!

Наверняка здесь есть те, кто еще помнит советские автобусы. И не столько автобусы, сколько то, как и чем обматывали в них “баранку”. Чаще всего это была непонятная белая лента, которую наматывали не только на рулевое колесо, но и на его спицы.

И вопрос не только в том, где брали эту обмотку, а зачем вообще это делали

Все понимали, что с завода в таком виде автобусы не выпускались. Это уже водители сами проявляли дизайнерскую инициативу. В наши дни это назвали бы “колхозным тюнингом”, но на тот момент это было очень даже круто.

Чтобы разобраться подробнее с такой отделкой рулей давайте рассмотрим пассажирский автобус ЛиАЗ 677. На них чаще всего можно было встретить такие обмотанные “баранки”.

Заводской конвейер впускал автобусы с “голым” рулем, который был немного тонким и не всегда удобным для охвата рукой. Водители умудрялись при помощи различных материалов исправить это неудобство.

В ход можно было пустить все что угодно. Украшали не только руль, но и кабину. Ко всему, за что можно было зацепиться, привешивали всякую бахрому, клеили открытки, импортные переснимки. В общем каждый проявлял фантазию как только мог.

Но вернемся к нашим “баранкам”!

Именно для обмотки руля было трудно что-либо подобрать. Обычная изолента, которая в то время тоже была не малым дефицитом, могла сделать руль менее скользким. Однако толщины ему не прибавлялось, а сама лента быстро приходила в негодность и требовала регулярного обновления. А где взять?

И вот здесь кто-то когда-то придумал использовать для обмотки руля белую оплетку. Но в магазинах такая не продавались, а брали ее из декоративных молдингов, которыми отделывали внешнюю часть обшивки кузова автобусов. Такие молдинги можно было найти и в салоне. В пазах молдингов и располагалась эта оплетка.

-2

По сути, она служила украшением молдингов. Но водители решали этот вопрос иначе. Для них гораздо красивее и практичнее, когда эта оплетка располагалась на рулевом колесе.

В ЛиАЗах использовались молдинги без декоративных вставок. Владельцам этих автобусов приходилось труднее. А вот машина ПАЗ 672 была, что называется, щедро снабжена молдингами с оплеткой. Водителю достаточно было слегка подковырнуть край оплетки, потянуть его рукой и вот готовый отделочный материал для “баранки” в наличии.

Ну хорошо, это было красиво. А с практической стороны какое имело значение?

Да все потому, что за более толстый руль удобнее держаться. Руки не проскальзывают и управлять машиной можно более уверенно. Самое интересное, что заводские инженеры были в курсе того, куда водители используют оплетку с декоративных молдингов и почему. Однако наладить выпуск рулевых колес с увеличением диаметров никто не собирался.

-3

На некоторых автобусах встречались рули, которые по праву можно было назвать шедеврами отделочного искусства. На них могли вплетать оплетку трех цветов. Чаще всего это был коричневый, красный и черный. Бежевую оплетку легче можно было найти. А где брали разноцветную?

В автобусах ПАЗ иногда монтировались молдинги с черной оплеткой. Красный и коричневый цвета были невероятным дефицитом

Ну а теперь давайте вспомним руль знаменитого Икаруса. Венгерские разработчики сразу позаботились о комфорте водителя. Перематывать его руль не было необходимости, поскольку он и так уже был достаточно толстым и эргономичным. И декоративная оплетка молдингов была в целости и сохранности.

Помните эти "самоделки"? Какие ещё вас удивляли? Напишите!

-4