Об «Исповеди» узнал, когда готовил пост про малоизвестные факты из жизни Бога Металла. Не ожидал, что Хэлфорд с его сумасшедшей занятостью найдет время на мемуары. В конце ноября подумал, что неплохо было бы хоть вкратце ознакомиться с ними: книгу покупать не планировал. Неожиданно выяснилось, что несколькими днями раньше ее перевели и подготовили к продаже русскоязычный вариант. Настоящий подарок для ленивого меня: продираться сквозь дебри британского английского категорически не хотелось. Купил в электронном виде, не раздумывая. Как вскоре выяснилось, не зря: книга оказалась реально захватывающей и интересной.
Отдельная благодарность издательству «Бомбора» и переводчику Станиславу Ткачуку, тоже фанату Judas Priest, за тяжелую, но честную работу. Особенно за удачную попытку передать отличия британского диалекта ям-ям от привычного уху американского английского. Фразы «Ставлю пять балаф!» и «С миня давольна!» напомнили мне эпизод Гриффинов, где Стьюи на спор пытался выучить девочку-англичанку американскому выговору и отрабатывал с ней фразу, которую девочка упорно произносила как «жастокая жана канжалом сражана». Только вот не ясно, зачем было переводить название книги ''Confess'' как «Моя исповедь»? Неужели у кого-то могут возникнуть сомнения в том, что в книге с портретом и за авторством Роба речь пойдет о чужой исповеди? По меньшей мере, странно.
Огромная благодарность автору за невероятную откровенность. Тут я снова согласен с переводчиком: полное впечатление, что Роб все это рассказывает читателю на кухне за чашечкой чая. Было и в самом деле интересно узнать, откуда вышел Бог Металла и другие обстоятельства его жизни, которые сформировали его. При этом Роб все это подает без тени желтухи, очень рок-н-ролльно, используя крепкое словцо эмоционально, в кассу.
Одна из важнейших тем книги — работа Хэлфорда в Judas Priest. Без него не было бы пристов такими, какими мы их знаем. Никогда не задумывался, а ведь в 1970-е присты выпускали по альбому ежегодно (!): запись альбома — год в туре — недельный отдых — запись альбома... И создалось впечатление, что кризиса идей у них никогда не было. Никаких мук творчества: подошло время — запилили альбом. Усталость, конечно, накопилась за первые десять лет, но тогда же пришла и мировая популярность. А музыка пристов была и остается современной, не идет на поводу у фанатов. Отсюда и первые строчки в мировых чартах. И если на паре первых альбомов слышны отголоски Black Sabbath, Led Zeppellin и даже немного Queen, то потом они находят свое, прогрессирующее год от года, звучание. Их уже не спутаешь ни с кем, а голос Роба в четыре октавы — вишенка на торте.
Хэлфорд интересно рассказывает о случайных и не очень встречах со звездами музыки — Мадонной, Леди Гагой, Джими Пейджем — и кино — Джонни Деппом, Джеком Николсоном и Кристофером Ривом — первым исполнителем роли Супермена. Роб вел себя с ними застенчиво, по-фанатски, но всегда уважительно. Да уж, группе Лед Зеппелин повезло с фанатами: когда среди них Меркьюри и Хэлфорд, можно собой гордиться. Кстати, и с Фредди Роб тоже пересекся: Фредди узнал его в толпе, но поговорить им не удалось. Можно было бы сказать, что Роб хвастает, но к чему хвастовство, когда ты сам Бог Металла. Тогда можно было бы просто сказать, что, мол, всех знаю и тусуюсь с ними постоянно, но он так не поступает.
Роб Хэлфорд — настоящий патриот. Он искренне любит свой городок Уолсолл, расположенный по соседству с Бирмингемом. Несмотря на то, что в детстве от отходов черной металлургии в воздухе он задыхался, ни он, ни его родители не съехали из города при первой же возможности. Роб купил там дом в 1980-м и продолжает жить там до сих пор. Тяжелые производства в городе давно закрылись, тамошние дети забыли, что такое уголь, а Роб по-прежнему после туров возвращается в город своего детства. И королеву Великобритании он очень любит. Еще в детстве ему казалось, что Елизавета II, будучи в Уолсолле, из всей толпы махала рукой именно ему. А годы спустя он оказался на королевском приеме в числе выдающихся британских музыкантов и смог немного побеседовать с ней.
В своих мемуарах Роб открыто говорит о своей алкогольной и наркотической зависимостях, которые многие годы не удавалось побороть, пока он не дошел до самого дна. Роб оказался тем редким человеком, который признался себе в том, что болен и добровольно лег в реабилитационный центр. Он лечился, состоял в Анонимных Алкоголиках и не употребляет уже 35 лет (!). Роб связывает свою силу воли с уолсоллской стойкостью и упорством. Думаю, не прими он это решение тогда сам, никакая стойкость бы ему не помогла, потому что перед клиникой была и попытка суицида, и передоз. Такая сила воли внушает уважение.
В конце книги опубликованы классные фотографии из личного архива Роба и его семьи. Глядя на них, понимаешь, насколько реальна, осязаема описанная в книге история. Да, плюс к тому, то здесь, то там Роб говорит, что «благодаря волшебной силе Ютьюба» можно увидеть то или иное фото или концертную запись. От этого история становится еще реальнее! К тому же, альбомы пристов и самого Хэлфорда никто не отменял.
Книга Хэлфорда искренняя, честная, сдобренная британским юмором. Роб не поучает, не строит из себя рок-гуру. Поступки его можно не одобрять и даже осуждать, но из них складывается его жизнь. Мы видим перед собой не олицетворение металла, а человека. Эта книга — самая настоящая исповедь.