Ни Французский ли вестник это?
Судьба франшиз не завидная. «Дальше будет только хуже». Трилогия "Матрица" была исключением. Им удалось создать настоящий триптих, после которого продолжение в четвертой части может выглядеть: наивным, провинциальным, простым. «… а здесь Вы простой", стало можно отослать не только к потомку графа Толстого в ЕС, но и к сестре Вочовски. После воистину драматических событий, рефлексия четвертой части могла бы выглядеть совсем уж наивно, если бы не текстура. Команда «Терминатора4-5», видимо, содействовала поддержке «Матрицы». Родственные души. Но вообще говоря, программа, что дробит куб на множество частей, кубиков, и в "Трансформерах", состоит из нескольких строк написанных на языке Пайтон, и видимо нужно было поменять цифры, значения переменных, масштабировать, уменьшив такие части и заставить кубики двигаться. Для чего Пайтон, мог бы и приоткрыться, чуть более. Тем не менее, дозировка осталось умеренной. И в известной мере, это может радовать. Не стоит преступать границ меры.
Что же с планом содержания? Директор решил сам уяснить для себя, каким же образом Морфиус со товарищи, лидер сплоченной команды борцов с иллюзией и розовыми очками с гетерономией, не будучи компьютерной программой, агентом системы, смог слить Нио в первой части? Слить, в самое что ни на есть днище. Нет, сарказм, это великое искусство регрессии и авторам он видимо знаком и не понаслышке, и все же, значимость фильма не падает от того, что ответ другого может быть получен. Вопросы были заданы, и они не остались без отклика и самого автора.
Нет, конечно строй поредел, исчез архитектор, персонаж Моники, таким же образом манкировала судьбу бывшего мужа, лидера Просвещения и не ханжеского материализма. Моравинген, попал в совершенную долговую яму, оборванный, бородатый и не мытый, лишенный утонченной изысканности, превратился в забытого, озлобленного, нищенствующего бродягу, каким никогда не было третье сословие, даже в бытность таким третьим сословием, бывшую идеологию которого он так лихо продвигал. Прорицательница просто исчезла, оставшись только в воспоминаниях, видимо действительно выйдя замуж за архитектора. Лакан славно поработал. Он не только мотивировал ответ, коль скоро, именно его только и можно искать, но и не хило зачистил. «Они обещали мир, а устроили зачистку». Гуссерль вышел из игры … вышел из игры. Если психоанализ остался богато представленным новым персонажем «психоаналитиком», то едва ли не единоличное архонство трансцендентальной феноменологии, как-то сильно поредело с уходом архитектора, надо сказать, колоритной и собирательной фигуры второй части. Теперь, всем заправляет анонимный коллектив, в Матрице и одинокий генерал в Ио, что давно в куклы не играет. Кстати, это показательная метонимия, если ни случай омофонов. Все чтобы ни было из объекта фильма может быть названо Матрицей, коль скоро, от архитектора, во второй части, мы узнали, что это может быть именно так, или только выделенная часть симуляции и имитации? И это одни программы рассказывают другим, каким образом они могут слить те. Но вопрос может быть зеркально задан, каким образом программы узнают о тотальности Матрицы и о том, кто/что они , как и такой же вопрос может быть задан людям, относительно идеологии, что стала так имманентна технологии любого производства. Тем не менее, система осталось той же, бипартизанской. И как же быть иначе, когда сама Харрис и сам Байдон, восхищаются ей. То демократы, то республиканцы уходят в Зион или Ио, ради нескольких лет ожидания реванша. В фильме, забота о безопасности в одном месте и безудержная революционная спекуляция, кроме прочего и свободой, в другом, оказались столь контрастно разделены в фильме, сколь контрастны краски и оттенки, в цифровой живописи. Но Разница с фильмом, видимо и в том, что, иерархия Ио и клубничка, что дали попробовать Нио, видимо любителю такой ягоды, далеко не дотягивает до иерархии двух частной демократии США, по обе стороны ее бипартизанской системы. И потому как Зион, так и Ио, это скорее логово "раба", что грозит восстанием уснувшему в благоденствии гетерономии, "свободному" господину, а вовсе не двух частное политическое устройство. Фильму удается позабавить детей и теперь, смещениями акцентов, но главным образом, все же, текстурой плана выражения. Вся франшиза в ее хиазме, если не шизе, построена вокруг, простого и не простого обстоятельства , при всей схожести с реальной ситуацией , это постсмодернисткий авангард, что одновременно столь романтичен, и столь современен. Демонстрируемое в фильме, действительно, до сих пор является фантастикой, если не авангардом «Герники», и вовсе не из –за киборгизации и нейросимуляции, но прежде всего, в виду качества создаваемого изображения, картинки, известного рода гиперреализма. Это в прямом смысле фантазм Матрицы, что и есть она сама, что не может быть создан, дереализован, ни в одной компьютерной игре, до сих пор. Не сказать, чтобы киношники не трудились, как Леонардо и, все же, этот труд так глубоко спрятан, так не заметно теперь наличие комбинаций, что когда-то контрило воображение и восприятие, что кажется, что людт видео кадра, вообще не работают. И только длинный ряд производственного списка участников, намекает на трудовые подвиги коллектива создателей фильма. Компьютерщики, таким же образом, люди могут быть не ленивые, и радовать педантизмом деталей реалистичных изображений. Тем не менее цифра это цифра, количество не качество. Может быть, и, все же, нет логического противоречия в том, что окружающая среда может быть совершенно безразлична в ее состоянии, если собирать все то угодно на молекулярном уровне. Глубина матрицы может быть высока. Сама тема- реальность- тема Средних веков. Современность не интересуется идеальной реальностью, но скорее производительностью и функциональностью. В известном смысле может быть только один вид реализма, и это средневековый реализм общих универсалий. Название объективный реализм, может быть забавно именно поэтому. Не случайно известные классики редко, если вообще когда-либо называли себя объективными реалистами. Фильм поэтому очевидно, постмодернистская складка из границ современности. Мы помним песню Эммануэль. И возглас Черноты: « Что ты, папаша, меня расстраиваешь?», - на призыв монаха защитить святыни от грядущего де варварства красных. Время ушло, осталась лишь Люська. Не сказать, чтобы и между ними не было духовной близости и все же, это был закат. «Если Вы хотите, и духовной, любви и близости, Вы будете расстроены». Такова не хитрая, подстрочная мудрость песни. Там, странного, и в чем-то когда-то забавного бандита, наладившегося играть в «Вишневом саду», как Диму Симицветова, рядят в Павку Корчагина, что обретает, как не странно свое счастье и в духовной близости. И вообще говоря, это получается, как не странно. Что ж, в дополнение в довольно короткой, возможной аннотации: «боевик , фантастика», может быть и такой кортеж смысла, что не расстается, здесь, со здравым окончательно. Таким же образом, как и словесный текст фильма. «Стадо хочет контроля». Может быть. Но ясно, что не абстрактного, не контроля в виде универсалий, но контроля над капиталом и, таким образом, уже вовсе не стадо, но каждый и каждая. И вот что главное. Надо дать им его. Именно всеобщий контроль над капиталом и может быть его упразднением, более того будет. В известном смысле здесь нет выбора, и все знают, что должны делать. В этом отношении, известного рода выбор, это иллюзия. И что же, фатализм? Отнюдь. Все может быть далеко не так, и всеобщий свободный доступ ко всем средствам производства может обернуться господством безличной знаковой системы, что только для виду может рядить себя в совершенные подобия людей. Прочему нет? Или Терминаторы? Будущее не предопределено. Да, и можно просто всем сгореть, как напомнил им, нам, Вам, всем, не Ван Дам, а президент РФ. И все же, почему-то в глубине души не вериться в самые мрачные сценарии, видимо и потому, что мы действительно редко верим в собственную смерть. Теме не менее, и это может быть кажимость. И депрессия может подолгу не оставлять людей незыблемой верой в нее. Да, и дорога, вообще говоря, не короткая, даже не в 1000 ли. И потому уже в 20 веке придумали теорию малых дел, и разница в том, что политика никогда не была, так имманентна самой технологии, как и идеология. Именно на это намекает, в том числе, тема клубнички, что так свое время радостно проявилась в шаржах Биструпа. Зион вырос в Ио. Что же, мы поддержали финальный посыл фильма, и действительно можем рисовать любые радуги, просто и не просто окрашивая полигон любой формы и размера в 10 разных цветов и их возможных оттенков, правда, в цифровом, графическом редакторе. Это может быть гораздо радостнее, чем тихо сбрендить под гнетом таблеток и психоаналитика, платя ему сумасшедшие деньги за то, чтобы сообщать ему интимную информацию о себе. Фрейд во многом не учел этот момент. Его система, может вводить в депрессию непосредственно. Видимо, этого учета и не требовалось. Как не требовалось, сначала смущать и сводить с ума идеализмом феноменологии, с тем, чтобы после делиться с феноменологом деньгами коммерческих больных, психоанализ, сам мог генерировать безумие, и сам же лечить от него за деньги. Действительно, после настойчивой просьбы порождать свободные ассоциации, легко можно было сказать пациенту: «но вот, Вы бредите». Ход фильма таким образом состоял в том, -и нам это показали в качестве ответа, - чтобы идеализировать до реальности компьютерную игру, которая и теперь в самых лучших разработках, может быть наивна для такой потери, коль скоро реальность потеряна, и, прежде всего, в текстуре изображения. Да, наивна, для той самой игры светотени, насыщенности и контраста, перемежения и смешения, что так сложно может даться цифровой живописи и конечно в деталях в случае попытки "подражать природе". Таких ловушек уже Платон выдумал множество. Надо было, кроме прочего, чтобы посчитать, занять чем-то ум свободных сограждан. Просто и не просто потому, что безделье развращает, а перс не спал. И вот свобода ассоциаций может быть и миром идей. Где еще, эта свобода, в одном из характеров доступа к ней, в случайности, может быть так ярко выражена, как не в различие идей друг от друга. Идеи, или как их после стало можно называть логические индивиды, непременно отличны друг от друга, так, что ни одна проблема не может быть решением, просто и не просто потому, что это разные идеи. Достаточно поэтому, может быть, просто сыпать идеями, чтобы получить поток условно свободных, условно случайных ассоциаций. Хорошо. И что же, «Идеи» Гуссерля, это и есть такой поток? В известной мере смысла, да. Только изощренный методологизм, спасал метра от прямого уличения в том, что он бредит идеями, вываливая перед читателями кучу региональных онтологий сущностей, никем никогда не созерцаемых и не существующих, в крайне неопределенном, не протяженном пространстве сознания. И в чем же выход из этих бесплодных метаний между абстрактными противоположностями, что делают колебание между ними безвыходным, как никогда: кто я реальный образ(ничто) или идеальный прообраз (ничтожество), что это, реальность или вымысел. Видимо, как уже было сказано, любые такие пары могут быть совершенно безразличны, в виду прежде всего одной: производительный или нет. Директор не случайно так смягчился к мистеру Смиту, этому по смежности к Хаммеру, Смит энд Вессон, молотку, станине или наковальне. Он вышел совершенно почти положительным. Как может быть известно из истории, в том числе, и теологии, великая мистика, с великой нищетой, была ответом на странные ловушки античности. И если не отсылать сразу к непролазной аскезе, то именно негативность сознания и духа могла так вдохновлять Гегеля, уставшего от мыслей о самоубийстве.
Короче, то ли в виду Сиэтла и Киноши, то ли в виду пандемии, то ли в виду штурма Капитолия, заключительная на сегодня часть франшизы, оказалась едва ли ни предельно близка к правде, настолько, насколько видимо, это стало возможным в виду вкусовых пристрастий участников создания. Немного ностальгии может добавить здесь то, что правду как-то сложно искать приходится, теперь, тогда как когда то, в любом киоске стоила 2 копейки. Одно кажется может быть утешение- дорого цениться. И ставка удивила в одном отношении, и отчасти разочаровала в ином. Оруэлл, вновь может выйти на первый план. Это протокол защиты системы. Если уж, Джуди и Джокер, могут быть названы такими протоколами, как и Волшебник из страны Оз, то «Матрице», видимо, сам Бог велел стать в строй. Что бы вы не делали, конечно и в свое удовольствие, все может быть, к лучшему, в этом лучшем из всех миров. Хэпи энд мог порадовать и в конце третьей части, но четвертая, может быть выше всех похвал. Умеющая летать в матрице и красить небо радугами влюбленная пара пенсионеров, чертовски сильная и от духовной близости, это замечательно, замечательно, замечтель-но! Мы таких видели только среди комсомольцев метростроевцев. Это Вам ни какой ни будь Бёдмен. АББА, выпустила свой очередной, после долгого перерыва альбом. Узнаем Америку, и если бы не смутные сомнения, да и откровенные признания частично кровавого балагана, то и подавно, сияние американской мечты могло бы вновь раздаваться безраздельно.
PS
Тем не менее, фильм, все же, не оставляет уровня предшествующих… И главное тема была найдена совершенно правильно, и это, как стало понятно, вовсе не только "реальность" и ее тема, но и складчатость границ современности.
«СТЛА».
Караваев В.Г.