Страниц: 300
Оценка: 7/10
Первое издание: 2005 г.
Мне кажется, что уже только глухой не слышал хотя бы сам термин — «голубой океан», ибо за последние годы бизнесы стараются пользоваться именно этой стратегией, зачастую даже неосознанно.
Авторы книги придерживаются идеи, что всё поле ведения бизнеса делится на два океана: алых и голубых. Алый полон конкурентов, которые дышат друг другу в затылки и не отличимы друг от друга, а голубой — свободен и чист. И свободен он от конкуренции за счёт уникального предложения, отличающегося от других предложений на рынках. Например, The Body Shop и использование бодипозитивных моделей, Cirque du Soleil и совершенно новый формат циркового представления.
Я ожидала от книги каких-то инсайтов, но представленная в ней информация для меня очевидна. Возможно, из-за того, что ей уже 15 лет, и описанные идеи давно стали применяться по умолчанию. Авторы просто рассказывают, как важно отличаться от других похожих продуктов на рынке, какие инструменты использовать, чтобы найти новую нишу, и как построить план изменений таким образом, чтобы сотрудники не пытались препятствовать, боясь изменений. Также авторы говорят о другой очевидной вещи: спустя какое-то время голубой океан превращается в алый. Где-то это происходит быстро, а где-то подражание тормозится за счёт патентов и сложных технологических процессов. Но рано или поздно это произойдёт: давайте вспомним хотя бы использование бодипозитивных моделей, которые сейчас задействованы повсеместно, а не только в The Body Shop.
Мне понравилось, что в книге используются небольшие схемы, конспективно иллюстрирующие текст. Так информация воспринимается проще. Также очень хорошо, что авторы уделили много внимания реальным кейсам, подробно рассказав о компаниях, которые применили эту стратегию.
Однако мне очень не понравилось, что авторы восприняли идею «голубого океана» буквально и влили в книгу массу воды и повторов. Представленную ими информацию можно сократить как минимум до ста страниц, а то и вовсе превратить её в статью на 20 тысяч символов, доходчивую и понятную. Это не тянет на «книгу прям книгу», а больше выглядит как попытка размазать немного информации так, чтобы можно было её продать в качестве книги.