Предлагаю вам статью "Битва групп", в которой автор сравнивает группу Queen c Thin Lizzy, а также немного рассказывает об американском туре группы, статья вышла в 1977 году.
В этот период у Queen уже выпущен альбом News of the world. Он был шестым по счету альбомом группы. Только представьте за период с 1973 по 1977 аж шесть альбомов! Великое множество концертов. Странно, когда в газетной статье Queen сравнивают с Thin Lizzy, отдавая ей явное предпочтение. Где эта группа? Многие слышали о ней? Но, видимо, в 1977 году разница была не так очевидна... Но давайте не будем забегать вперед, а начнем по порядку.
Статья довольно большая, поэтому я приведу лишь ее часть, которая касается больше Queen.
Интервью с Брайаном Мэйем, Роджером Тэйлором (Queen) и Скоттом Горемом (Thin Lizzy)
"По правую руку от меня, Queen, мастера записавшие альбом, группа 70-х. По левую руку от меня, Thin Lizzy, в данный момент, самая мощная сила в британском роке. На сцене, им просто нет равных.
И здесь, в Америке, обе группы выступают в одной концертной программе. В 1977, Queen и Thin Lizzy дают концерты в Америке. Просто обалденное сочетание двух рок-групп.
Ребята из Queen всегда симпатизировали песням авторства Фила Лайнота и его группе. Говорят, что пару лет тому назад, во время проведения одной фото-сессии, так, чисто для расслабона, музыканты Queen попросили включить для них старую классику Lizzy, альбом «Vagabond of The Western World».
Lizzy, в свою очередь, также уважают Queen. Лайнотт считает, что эти ребята именно та группа, которая лучше чем кто бы то ни было представляет музыку 70-х.
Возможность проведения уникального совместного турне появилась в ноябре 1976, когда Lizzy пришлось отменить короткий тур по Восточному американскому побережью, когда их гитарист Брайан Робертсон ввязался в драку в одном из клубов, буквально накануне вечером их отъезда.
Queen начала тур News of the World Tour в США в конце 1977 года и в Европе в начале 1978 года. На этом шоу впервые прозвучали выступления «We Will Rock You» и «We Are the Champions». Быстрая версия "We Will Rock You", которая так и не была официально выпущена на студийном альбоме, стала песней открытия этого тура и многих грядущих туров. Это также был первый раз, когда " Love of My Life " исполнялась вживую, как переработанная акустическая версия, и она почти мгновенно стала изюминкой шоу.
Сохранилась запись концерта в Хьюстоне в декабре 1977го, наверное, не все моменты идеальные здесь, но я в восторге, честно! 2 часа радости поклонникам, и для 1977 года это просто прорыв! Сейчас вряд ли кто-то станет сможет выступать почти 2 часа подряд вживую, да еще так выкладываясь. Оставлю ссылочку на видео. Оно скрасило мой день ⬇️⬇️⬇️ ссылка
Первый вечер их вынужденной остановки в Британии прошел в студии Advision, в которой Queen прокручивали песни уже готового альбома «A day at the races», а гитарист Скотт Горэм и басист Фил Лайнотт, предварительно, но вместе с тем настойчиво, обсуждали возможность проведения совместного американского турне.
Lizzy выступают в этом турне в первом отделении, играют всего лишь час, а Queen час и 45 минут. А еще им в некоторой степени не везет, но они с готовностью принимают эти неприятности. К примеру, на этом турне им не разрешили использовать пиротехнику («И что в этом такого?», сказал Лайнотт перед началом тура. «Она нам не нужна»).
На одном из концертов, Гари Мур, временная замена Брайана Робертсона, перешел на тот кусок сцены, который используют Queen, подкинул свою гитару Gibson в воздух, поймал ее за головой, после чего выдал просто потрясающее гитарное соло. Присутствующая публика была поражена. Но Lizzy пообещали больше не покушаться на эту часть сцены. По идее, этот поступок должен был привести к враждебной реакции. Но что интересно, оба лагеря относятся друг к другу чисто по дружески, что очень необычно для любого американского турне.
Вот что Роджер Тэйлор рассказывает об отношениях между двумя группами: «Была дюжина групп, желавших провести совместное турне, но мы решили, что Lizzy подходят нашей публике лучше, чем кто бы то ни было, и они в любом случае лучшие из предложенных групп. Я хочу сказать, что на такое турне бессмысленно приглашать певца в стиле фолк, потому что публика бы откровенно заскучала. Согласитесь, лучше сделать отличное шоу».
Скотт Горэм: «Нам это выгодно, есть возможность выступать там, где раньше мы никогда не играли, и мы выступаем там, где наши пластинки никто не слышал, поэтому это вызов, сложная задача для нас. Конечно, определенная конкуренция присутствует, но наша цель на каждом концерте вовсе не задвинуть Queen. Нам главное поразить, покорить публику, потому что это публика Queen, но при этом я уверен, мы тоже весьма востребованы у аудитории на этом турне».
Это турне в равной степени важно для двух групп. Queen могут запросто подняться до высот Led Zeppelin, The Stones и Wings.
Далее идет обширная информация о Thin Lizzy (я же верно понимаю, это была группа для разогрева? Но про нее написано очень много, видимо была популярна в те далекие времена), включая информацию о том, что Лайнотт болел гепатитом в предыдущем турне, и это осложнило дело.
Для Lizzy это был отличный тур. Нет никакой реальной опасности, что они затмят Queen, потому что они выступают перед публикой, которая любит Queen. Но они заставляют Queen работать усерднее, чем когда-либо.
На этот раз Queen столкнулись с жёсткой критикой со стороны американских рок-критиков, большинство из которых отдали предпочтение аутсайдерам Lizzy как своим фаворитам на шоу.
«Местная пресса практически единогласно ополчилась против нас», объяснил Брайан Мэй. «Но это очень непредсказуемо, так как местные репортеры, посылаемые на концерт от местных газет, совершенно ничего не понимают. Трудно сказать, разбирается ли пресса в нашей музыке, но, скорее всего, нет».
«Конструктивная критика полезна, но мне не нравится модное пренебрежительное отношение, которое часто встречается. Многие местные журналисты перенимают его у крупных изданий и тоже хотят прославиться, поэтому они идут и поливают грязью крупные группы. Мне кажется, это всё очень по-детски».
А еще Брайану не понравилось, что многие критики стараются настроить Queen против Lizzy. Они считают это «фальшивым соперничеством». Но по словам Роджера Тэйлора, это было неизбежно. Мэй и Тейлор, в частности, близки с Lizzy и часто вместе выпивают после концертов. Приверженность Тейлора беспокойному образу жизни Lizzy очевидна, в чём я убедился, когда пришёл к нему в номер в роскошном отеле «Плаза» на Манхэттене. Тейлор соорудил гоночный комплект Scalextric через две комнаты и, подвыпив шампанского и других напитков, наслаждался жизнью.
По призванию рокер, Мэй, по сути, тихоня, и похоже наслаждается общением с ребятами из Lizzy, потому что ему симпатична именно такая хард-роковая группа. У Мэя прекрасное взаимопонимание с Лайноттом, и он готов сыграть на сольнике Фила.
Фредди Меркьюри и Джон Дикон, напротив, держаться особняком. Дикон передвигается на гастролях с женой и ребенком, этот факт и его природная замкнутость, делает Джона практически не доступным.
Меркьюри, однако, по-прежнему играет роль звезды по максимуму. Странно видеть в аэропортах, что он не общается с остальными участниками группы, которые общаются с Lizzy. Фредди будет сидеть в другой части зала ожидания в компании своего дружелюбного массажиста и других друзей. И, верный своей очаровательной натуре, он не даёт интервью, как он объяснил мне на одной из вечеринок после концерта. Посмотрев на меня с другого конца зала, он неторопливо подошёл, легонько похлопал меня и прошептал: «Гарри, дружище, мне очень жаль, что так вышло с интервью. Но я больше не буду их проводить… никаких исключений». С этими словами он растворился в своей льстивой толпе.
Та музыка, которая звучит перерывах между выступлениями двух групп, по меньшей мере, несколько необычная. Никакого хард-рока, кантри-рока, попсы, ничего подобного. Собравшихся зрителей развлекает сонная музыка Шопена, готовит присутствующих к появлению Queen.
Роджер Тэйлор: «Когда приходишь на концерт Queen/Thin Lizzy, приятно получить что-то новенькое. Я считаю совершенно ни к чему гонять непонятную музыку в перерывах, поэтому мы ставим Шопена, и, мне кажется, что это оказывает свой положительный эффект. Лучше каждый вечер гонять Шопена, чем что-либо из Джони Митчел.
И все же. Если честно, я бы не очень удивился, если бы Thin Lizzy превзошли Queen в этом турне. Хотя до недавнего времени они были группой, которая на пластинках звучала круче, чем на сцене, но с другой стороны, Lizzy доказали, что умеют выступать просто убойно. Надо отдать должное Queen, за четыре концерта, на которых мне удалось побывать, они ни разу не дали повода их переиграть. Если честно, на выступлении в Madison Square Garden, они просто размазали Lizzy.
К чести Queen, за те четыре концерта, которые я посетил, не было ни одного момента, когда они оказались бы в заведомо невыгодном положении. На самом деле в Мэдисон-Сквер-Гарден Lizzy почти не оставалось места.
Это было важно для Роджера Тейлора: «В этом американском турне Queen предстали как концертная группа. Сет получился сильным и хорошо сбалансированным, и впервые за всё время он не вызывает воспоминаний о студийной записи».
Мэй: «Мы потратили много времени не только на то, чтобы изменить шоу, но и на то, чтобы внести небольшие коррективы, чтобы оно соответствовало требованиям больших площадок. Это требует немного иной психологии в плане темпа и того, как мы работаем на сцене. На самом деле, я думаю, что шоу сейчас настолько подходит для больших залов, что, когда мы приходим в залы поменьше, нам нужно немного привыкнуть, и мы чувствуем себя не в своей тарелке. Раньше мы думали, что, выступая на больших площадках, мы потеряем связь с публикой, и в последнем туре мы были довольно осторожны. Вместо того чтобы выступать на больших площадках, мы готовы были бы играть по три-четыре вечера в театре, но постепенно мы начали выступать на больших площадках, чтобы понять, что нам нужно делать, чтобы привлечь публику, и я думаю, что это сработало».
Как обычно, сценическое шоу Queen изобилует спецэффектами, включая предсказуемые, но забавные вспышки молний и сухой лёд, которые используются в разные моменты выступления. Вокал Меркьюри заметно улучшился во время живых выступлений. Можно было понять, когда он не попадал в ноты. Обычно в первом номере он нервничает, но на этот раз его голос звучал уверенно и под контролем.
Тем не менее я должен отметить, что одной из слабостей Queen, по-видимому, является то, что они могут сломаться под давлением. Если что-то идёт не так, им требуется пара минут, чтобы снова войти в ритм. Так было в Nassau Coliseum, когда у Меркьюри сломался микрофон и ему потребовалось некоторое время, чтобы прийти в себя.
Но что больше всего впечатляет в Queen во время этого тура, так это то, как они выстраивают своё выступление. Похоже, они решили не ограничиваться чистым хард-роком и включили в программу более попсовые песни и баллады.
Мэй: «Мы хотим охватить все аспекты и стараемся быть целостными и сбалансированными. Я знаю, что многие ожидали от нас на этот раз чистого хард-рока, но нужно отстаивать то, во что ты веришь, и я думаю, что в конечном счёте это будет оценено по достоинству. Благодаря медленным и лёгким композициям тяжёлые композиции приобретают ещё больше смысла и разнообразия».
Поэтому в этом туре Queen пробуют исполнять песни, которые раньше никогда не трогали из-за сложного продакшена, наложений и миллионов голосов.
Отсюда и появление на сцене песен «Somebody To Love», «Millionaire Waltz», «You Take My Breath Away» и, конечно же, полной и неотредактированной версии «Bohemian Rhapsody». Все эти песни в записи получили полноценную аранжировку с множеством гармоний и гитарных наложений.
«Somebody To Love» звучит великолепно, и самое волшебное в её живом исполнении — это то, что, несмотря на отсутствие многослойных гармоний, само исполнение с лихвой компенсирует этот недостаток. В «Millionaire Waltz», включённой в ставшее уже стандартным попурри, Брайан Мэй создаёт всевозможные приятные танцевальные звуки с помощью своей гармонической машины, а «You Take My Breath Away» удивительно хороша своей простотой: в ней звучат только голос Меркьюри и фортепиано.
«Bo-Rhap» — это простая постановка, в которой группа уходит со сцены в середине оперной части, оставляя работу на магнитофонных записях, и возвращается, сменив сценическое оборудование, для исполнения рок-части. Адаптация этих песен для сценической постановки была вполне оправданным шагом.
Мэй: «Решение исполнять такие песни было в основном ответом на многочисленные комментарии о том, что мы должны играть хиты, в то время как нас больше заботило то, чтобы просто хорошо выступить.
«Дело не в том, что мы боялись их проводить; просто мы всегда считали неправильным рассматривать турне исключительно как рекламную акцию, потому что некоторые люди так и поступали: они выкладывались на полную, исполняя хиты и новый альбом, и я не думаю, что это хороший подход к гастролям. Возможно, мы слишком увлеклись другим подходом, поэтому пошли на небольшой компромисс».
Тейлор: «Somebody To Love» было сложно исполнять, потому что в песне так много голосов, что я не знал, сможем ли мы это сделать. Сейчас мне нравится её играть, но когда мы только начали тур, мы боялись, что она появится в сет-листе.
«Да, я думаю, мы преодолели барьер в воспроизведении треков вживую. Я имею в виду, что мы готовы попробовать что угодно. Я всегда считал группу концертной, но мы никогда не пытались воссоздать записи со второго альбома, в основном потому, что я не думаю, что это всегда разумно: так можно потерять спонтанность и агрессию, ту искру. Но сейчас у нас хороший баланс между этими двумя подходами».
Если не считать нового вступления с великолепным восточным риффом гитарного оркестра Мэя, переходящим в новый сингл Queen «Tie Your Mother Down» («это не то, что мы обычно выпускаем, но, по крайней мере, это рок-н-ролл», — Роджер Тейлор), остальная часть сета практически не отличается от той, что уже была представлена в этой стране, только звучит более плотно.
Та же самая подготовка к финалу, которую, возможно, стоило бы изменить, с песнями «Keep Yourself Alive», «Liar» и «Lap Of The Gods», а также выход на бис с песнями «Here I Stand» и «Big Spender»/«Jailhouse Rock». Меркьюри по-прежнему раздевается до своих горячих шорт, что показывает, насколько это устарело. Это становится слишком предсказуемым.
«Я знаю, что мы занимаемся этим уже много лет, — рассуждала Мэй. — Но в некоторых местах это своего рода традиция. Я знаю, что если я пойду к людям, у которых купила их пластинку, то буду рада, если они её включат».
Из всех концертов, которые я посетил, лучше всего Queen выступали в Мэдисон-Сквер-Гарден, когда они были по-настоящему сильны и уверены в себе. Меркьюри был в отличной форме, он двигался в этом глупом балетном костюме, но при этом был настоящим фронтменом.
В конце выступления Роджер Тейлор прошёлся по своей ударной установке. Эта поза обошлась ему в 400 фунтов стерлингов из-за микрофона, который он повредил во время демонтажа.
Концерт в Нассау на следующий вечер был немного странным, а публика — намного моложе, и время от времени раздавались крики. Но я не думаю, что группа была в восторге от этого выступления. Если не считать того, что Меркьюри нервничал. У Мэя болели пальцы от слишком интенсивной игры, и он немного сдерживался.
Однако они так хорошо играют, что могут выдержать любые нагрузки, так что только группа и другие люди, которые видели их в лучшие моменты, могут отличить хорошее от плохого.
Думаю, в Сиракузах им было хорошо, хотя они все еще были не в лучшей форме, а в Бостоне все, что угодно после блестящего сета Lizzy, было бы апогеем; но реакция детей по-прежнему была исключительно положительной.
Вот и всё. Я думаю, что на данный момент это лучший тур в мире.
Увидим ли мы когда-нибудь, как эти группы выступают на одной сцене в Англии? Что ж, насколько я понял из разговоров с представителями обеих групп, они были бы не против выступить на каком-нибудь однодневном фестивале. Немного лоббирования — и дело в шляпе.
Конечно, они так и не собрались вместе, чтобы отыграть тур по Великобритании. Это была отличная идея, но она так и не была реализована.
Другие мои статьи о Queen: