Найти тему
Кино без мужа

"Султан никого не любил, кроме себя"! Правда ли это?

Султана Сулеймана огорчило бы мнение некоторых зрительниц о нем. Кадр из сериала
Султана Сулеймана огорчило бы мнение некоторых зрительниц о нем. Кадр из сериала

Султан Сулейман — один из главных персонажей ВВ, вызывающий яркие и сильные чувства у зрительниц и фанаток. Неудивительно: красавец-мужчина, альфа-самец, обладающий неограниченной властью, могуществом и богатством. Но немало зрительниц считают доминирующей чертой повелителя махровый эгоизм. Именно из-за него лишились жизней Мустафа и Ибрагим, а Хюррем терпела боль и унижения. Ведь Сулейман "никого не любил, кроме себя"!

Всем привет! Я — Марина, у нас с мужем разные вкусы в кино, поэтому своими мыслями о любимом сериале "Великолепный век" я делюсь в этом блоге. Добро пожаловать!

Что султан был тот еще жук, я согласна. Он был специфичен, и как личность, и как мужчина. Но я лично рассматриваю его исключительно в связи с его уникальным социальным положением: статусом повелителя огромнейшей империи. Это откладывало на Сулеймана Селимовича настолько жирный отпечаток, что в итоге титул шел впереди человека. И это было тяжелой ношей, которую султан нес в одиночку.

Да, султан был очень одинок, несмотря на огромное количество людей, которое постоянно его окружали. Близкие люди хотя и говорили, что "решения султана обсуждению и осуждению не подлежат", на самом деле и обсуждали, и осуждали их. Фактически они не считались с тем, что для султана было важно. А важно для него было, признание величия титула, дарованного ему Аллахом... И этот титул был частью его личности. Потому что султаном он не переставал быть даже во сне.

Жизненная драма Сулеймана Великолепного так как она показана в сериале заключается в том, что хотя он и был властелином семи стихий, воспитанным с мыслью, что рано или поздно будет повелевать миром, близкие ему люди всячески избегали считаться с этим. Причем, делали они это скрытно, исподтишка и за спиной. (Ну какой подданный Османской империи в здравом уме посмеет открыто оспаривать всевластие султана?) Сулейман болезненно переживал это, хотя и старался не показывать виду.

Судите сами: Валиде с самого начала вздумала регентовать при взрослом сыне посредством недалекой и злобной наложницы Махидевран. Султану стоило намало усилий, чтобы отбиться от маман. Даже жениться пришлось, нарушив устои своего же государства и династии! Махидевран со счастливых времен Манисы тоже грелась мыслью, что ей удастся капризно повелевать султаном. Любимый сын Мустафа весьма рано начал показывать непокорный характер и отказ признавать в отце повелителя, но в силу нежности возраста до поры до времени ему это сходило с рук.

Лучший друг и наперсник тайн Ибрагим, получив титул великого визиря, сразу начал рыть под себя. Хотя раб и мог сравниться силой интеллекта с повелителем, Сулейман все же был проницательнее. Поэтому, как Ибрагим не изворачивался, стараясь скрыть нечистые движения души, султан увидел их достаточно быстро. И даже пытался несколько раз сделать "дружеское" внушение любимому рабу. Конечно, получилось уродливо, но с другими своими подданными, он так не сюсюкался.

Я имею в виду Ферхата-пашу, зятя Сулеймана, мужа Бейхан-султан. Власть ударила ему в голову, он начал беспределить, не думая о том, что султану будет мягко говоря неприятно узнать, что родственник злоупотребил его доверием. О том, что станет с женой и детьми, коснись его султанское правосудие, впрочем, он тоже не думал. Все закончилось печально и закономерно, но в результате султан в лишился сестры, которая, естественно, затаила смертельную обиду. Ее чувства более чем понятны, я уверена, что 99 из ста, поступили бы также. Но фактически, ее обида значила отказ видеть в брате повелителя (хотя она и сказала, что он для остается таковым). Ведь султан казнил Ферхата как государственного преступника, а не как личного врага, и только зять виновен в случившемся.

Возвращаясь к Ибрагиму: он совершал преступления похлеще, чем Ферхат. Но Сулейман продолжал терпеть его выходки еще очень долго. Когда визирь демонстративно возвращает султану печать и уезжает в Охотничий домик, уже тогда султан понимает, что зарвавшийся раб утратил ликвидность... Он даже четко говорит, что его давно пора казнить. И только потому что он считал его другом, не сделал этого.

Султан любил только себя... А кто из нас может положа руку на сердце, сказать, что не любит себя? Настолько, не любит, что каждую минуту готов пожертвовать всем на свете ради тех, кого любит? Здоровый эгоизм в норме обязательно должен присутствовать в здоровой личности. Без него не выжить в нашем мире. Здоровый эгоизм подразумевает наличие личных границ и готовность защищать их. В том числе готовность отказаться жертвовать тем, что лично для тебя важно ради того, что важным не считаешь. Понятное дело, что понятие "здорового эгоизма" условно и зависит от множества факторов. В случае с Сулейманом Селимовичем основополагающим фактором был его высочайший статус султана-хана хазретлери.

Ему по статусу было положено все лучшее. Он обладал неограниченными правами. Причем, не только юридически, но и с точки зрения религиозных норм. Не сильна в исламе, но думаю, как и в христианстве, там есть убежденность, что любая власть от бога. Султан мог судить своих подданных и наказывать. А поскольку вся его семья и приближенные имели османское гражданство, любой из них теоретически мог быть казнен по приказу повелителя.

Первое время после восшествия на престол, Сулеймана очень волновало, как быть справедливым и мудрым правителем. Кадр из сериала
Первое время после восшествия на престол, Сулеймана очень волновало, как быть справедливым и мудрым правителем. Кадр из сериала

Сулейман не был жестоким правителем. Он всячески учился сдерживать свой гнев, чтобы не стать похожим на своего грозного отца. Он думал, что терпением и снисхождением добьется от подданных и членов своей семьи любви и уважения. Увы, сказок не бывает. С годами он понял, что отец был не так уж неправ, отправляя ему отравленный кафтан.

На самом деле султану можно посочувствовать. Ситуация, когда Мустафа начал крутить шуры-муры с янычарами и корсарами, в глазах султана выглядела так же, как если бы ваш ребенок, на которого вы уже переписали квартиру, вдруг начал вас активно водить по врачам и настаивать на приеме препаратов, уверяя, что состав вам знать необязательно. Что, скажете, что не напряглись бы? Ну-ну!

Не эгоизм отца стал причиной казни Мустафы, а жестокость законов того времени, которые не Сулейман придумал. Кадр из сериала
Не эгоизм отца стал причиной казни Мустафы, а жестокость законов того времени, которые не Сулейман придумал. Кадр из сериала

Шехзаде был казнен, когда стал представлять реальную угрозу жизни султана. Ведь в случае переворота, в живых сын бы его не оставил. И братьев тоже. И султан это знал. Он был старше и опытнее сына. Мустафа не раз давал повод думать о себе нехорошее. В чем вина султана? Что он не захотел быть свергнутым сыном? Не захотел молча ждать собственной гибели? Ему самому было больно принимать это решение и ощущать последствия. Он не отдавал себе отчет в том, насколько сложно будет жить с этим.

Такое настроение... то ли кофе выпить, то ли казнить кого... Кадр из сериала
Такое настроение... то ли кофе выпить, то ли казнить кого... Кадр из сериала

С Ибрагимом тоже самое: он зарвался. То, что он назвал себя дрессировщиком, а султана львом было просто завершающим аккордом. В какой-то момент великий визирь возомнил себя как минимум равным султану (если не более). Он постоянно прощупывал границы, заставляя султана терпеть то, что он терпеть не был намерен. А это уже насилие — психологическое. Так вышло, что султан, опять же в силу своего положения, насилию практически не подвергался. Поэтому он четко распознавал его, как необычное и малоприятное ощущение.

И тут большой вопрос, насколько правильно терпеть подобное отношение в случае, когда есть вариант не терпеть его. Ради дружбы? А можно ли считать другом того, кто говорит гадости за твоей спиной? Кто завидует и лжет тебе? Ну, такое... такая себе дружба получается.

Что касается Хюррем, которой приходилось делить мужа с другими женщинами... Тут все сложно и многогранно. Мужчины полигамны по своей природе... А султану был положен гарем. И исторический султан в этом плане лучше, чем герой Халита: тот вроде как распустил наложниц, оставив одну только хасеки... Но мы обсуждаем сериал.

В любом случае, восточный мужчина того времени воспитывался с мыслью, что может иметь до 4 жен. Даже не султан. Ограничения налагались только материальной стороной вопроса, но для повелителя мира этот вопрос не стоял, разумеется. И требования Хюррем ограничиться ею одной у султана, вероятнее всего, вызывало такое же удивление и неприятие (в глубине души), как многоженство у нас... С этой точки зрения он неплохо держался.

Есть такое хорошее жизненное правило, принцип, о котором никогда нельзя забывать: моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Увы, свобода султана простиралась необычайно широко. И свобода других людей неизменно сталкивалась с ней. Это была его особенность, с которой важно было научиться считаться его близким.

Увы, мало кто понимал это. Все хотели греться в лучах его славы, пользоваться благами, проистекающими от близости к повелителю, но оказывать требующееся почтение и повиновение готовы были единицы. Кто был верен султану? Хюррем, Михримах. Мехмет и Селим. Сюмбюль. Дайе, Афифе? Гюльфем? Хатидже, кстати, до казни Ибрагима была искренне преданна повелителю, потому и была его любимой сестрой. Может, в сериале нет ярких эпизодов, подтверждающих это, но ее преданность и любовь ощущаются постоянно. Насчет остальных султан не питал иллюзий. Но пока случай не становился слишком уж вопиющим, делал вид, что не замечает этого. Он был очень мудрым человеком и не требовал от людей невозможного.

Поэтому я не могу согласиться с тем, что султан любил только себя. Да, ему был присущ эгоизм. Но его проявления оставались в рамках дозволенного. Масштабы только были гораздо шире, чем у обычного среднестатистического человека. Ну так он и не был обычным человеком и не знал, каково это: подчиняться, отказываться от чего-то ради других. Да и не он ввел традицию преклоняться перед повелителем, если на то пошло.

Он тоже был заложником своего положения и тоже страдал от этого. Не был бы он султаном, он бы не вынужден был казнить своего сына. Не потерял бы друга (правда, чтобы остаться другом для Ибрагима, ему пришлось бы стать похожим на мягкотелого Матракчи). Сестры бы не стали считать его врагом, и Хатидже дожила бы до старости. Не будь Сулейман султаном, ему было бы доступно простое человеческое счастье: иметь семью и не двоиться в отношениях с близкими. Как у нас говорили: "Царю — царская еда, да и царская беда".

Друзья, если хотите больше статей о сериале Великолепный век, не скупитесь на 👍 и комментарии. Так вы даете мне понять, какие публикации интересны моим читателям. Мало лайков = не пишу о ВВ. Всем хорошего настроения!