Найти тему
О Москве нескучно

Как и когда трамваи практически исчезли из центра Москвы

Оглавление

Почему решили убрать все маршруты в пределах Садового кольца? Как от этого вида транспорта освобождали другие крупные улицы, которые находились не в центре? Кем или чем почти заменили кондукторов в столичных трамваях в конце 1950-х? А также - почему москвичи были недовольны снятием рельсов в центре? И остались ли сегодня трамвайные маршруты в пределах Садового кольца? Об этом и не только расскажу сегодня.

Ты нам здесь не нужен

В 1956 году #московский трамвай ожидало новое испытание. Столичные чиновники решили демонтировать все линии в пределах Садового кольца в течение четырёх лет. В качестве причин указывали важность развития автобусной и троллейбусной сетей, а также необходимость реконструкции многих улиц. Их требовалось подготовить к увеличению потока машин. Трамвай вдруг стал изжившим себя видом транспорта, которому не было места на московских магистралях. Поэтому даже за пределами центра хотели перенести рельсы с оживлённых улиц на соседние, более тихие.

В мае 1956 года трамваи перестали ходить к Политехническому музею, а также по Пятницкой улице на участке от Климентовского переулка до Садового кольца. Тогда же хотели демонтировать рельсы на Крымском валу и Крымском мосту. Однако проводившаяся в августе того же года спартакиада народов  #СССР в "Лужниках" вынудила отложить реализацию планов на год и, наоборот, произвести ремонт путей. Чтобы люди могли добраться до стадиона. Однако уже летом 1957 трамваи исчезли с Крымского вала и моста. Таким образом, на Садовом рельсы оставались только на отрезке от Павелецкого вокзала до улицы Воронцово поле.

Вышеуказанное решение привело к тому, что западная трамвайная сеть, которую обслуживало Артамоновское депо, оказалась изолированной от остальных городских трамваев. Там работало только четыре маршрута: 13 (Крымская площадь - улица 10-летия Октября), 30 (Киевский вокзал - Фили), 31 (улица 10-летия Октября - Фили), 42 (Крымская площадь - Фили). Из-за небольшой загруженности Артамоновского депо с 1958 года оно стало также обслуживать и троллейбусы. По прошествии четырёх лет все эти трамваи ликвидировали.

Маршрут трамвая №42 у Киевского вокзала. На заднем фоне видно наземный вестибюль станции "Киевская" Филёвской линии, которого сейчас не существует, 1957-1958. С сайта www.pastvu.com.
Маршрут трамвая №42 у Киевского вокзала. На заднем фоне видно наземный вестибюль станции "Киевская" Филёвской линии, которого сейчас не существует, 1957-1958. С сайта www.pastvu.com.

Совесть - двигатель прогресса

Некоторым столичным маршрутам повезло. Их переносили на соседние улицы, то есть близко к привычной трассе следования. Но в основном рельсы предпочитали просто убирать. Например, в 1958 году сняли почти 28 километров трамвайных линий. Более современные, по мнению чиновников, автобусы и троллейбусы не успевали справляться с пассажиропотоком. Жители Москвы не скрывали своего недовольства транспортной ситуацией. Об этом даже писали городские газеты.

Трамвай №37 на Бауманской улице (рядом с метро), 1958-1960.  С сайта www.pastvu.com.
Трамвай №37 на Бауманской улице (рядом с метро), 1958-1960. С сайта www.pastvu.com.

Столичные власти решили немного притормозить. Параллельно трамвайную сеть начали развивать на окраинах. В тех районах, где велась массовая жилая застройка. Правда из многочисленных запланированных маршрутов появились всего несколько. Например, отрезок в Тушине длинной 4,6 км примерно до современной станции метро "Сходненская". Но из-за технических проблем большая часть трамваев следовала по укороченному маршруту до Тушина.

Строительство новой трамвайной линии на Сходненской улице, 1958.
Строительство новой трамвайной линии на Сходненской улице, 1958.

В 1957 году все стрелки на путях стали автоматическими, что сильно упростило жизнь водителям трамваев. Но оставалась ещё одна проблема - кадровая. Сильно не хватало кондукторов. Их недостаток исчислялся сотнями. Поэтом у в 1958 году московские власти решились на эксперимент. В одном из вагонов 19 маршрута (в те времена ходил от метро "Новослободская" до улицы Двинцев) установили кассы-копилки. Пассажирам предлагали оплачивать проезд самостоятельно. Моральные качества советского человека оказались достойными. Эксперимент закончился удачно. К 1960 году количество маршрутов без кондукторов с кассами-копилками выросло до 44% от общего количества.

Это лишь пример кассы-копилки. Чтобы имелось понимание, что это. Конечно, в 1950-х они выглядели иначе. Но принцип работы такой: нужно было положить деньги и получить билет. Фото отсюда: https://warfields.ru
Это лишь пример кассы-копилки. Чтобы имелось понимание, что это. Конечно, в 1950-х они выглядели иначе. Но принцип работы такой: нужно было положить деньги и получить билет. Фото отсюда: https://warfields.ru

Перебрался на окраины

В 1960 году #Москва стала намного больше. В состав города вошли территории в пределах МКАД (к тому моменту была построена на половину). Поэтому требовалось открытие новых трамвайных маршрутов. Так появилась линия от Верхней Масловки до окрестностей платформы "Гражданская" Рижского направления железной дороги. Чуть раньше, в 1959, наконец-то соединили Богородское и район будущей станции метро "Бульвар Рокоссовского".

Кольцо в районе современной станции метро "Бульвар Рокоссовского", 1960. Слева на фото трамвай №36, по середине - 4. С сайта www.pastvu.com.
Кольцо в районе современной станции метро "Бульвар Рокоссовского", 1960. Слева на фото трамвай №36, по середине - 4. С сайта www.pastvu.com.

Некоторые отрезки трамвайных путей реконструировали, а также переносили на соседние улицы. Остаться внутри Садового кольца удалось только одному участку: от Пушкинской площади до метро "Павелецкая" (через Бульварное кольцо и Новокузнецкую улицу). Но и он с годами сокращался, пока не дошёл до Чистых прудов. С начала 1960-х сюда перебрался маршрут "А", который ездит по этой трассе и сегодня.

Трамваи на Бульварном кольце около современной станции метро "Чистые пруды". В здании слева в наше время располагается "Макдоналдс", 1959. С сайта www.pastvu.com.
Трамваи на Бульварном кольце около современной станции метро "Чистые пруды". В здании слева в наше время располагается "Макдоналдс", 1959. С сайта www.pastvu.com.

В целом, к концу 1963 года длина трамвайной сети в Москве сократилась до 459 км (8 лет назад была 519). А за счёт ухода из центра этот вид транспорта потерял и часть пассажиропотока. Например, в 1955 году #трамвай перевозил более миллиона человек, а в 1963-м уже 735 тысяч. Люди предпочитали пользоваться метро и троллейбусами. Хотя, конечно, многие москвичи грустили из-за почти полной ликвидации трамваев в центре. Но сделать с этим ничего не могли. В 1961 году случилась денежная реформа, и проезд отныне стоил 3 копейки. Такой тариф сохранялся вплоть до 1985 года.

Трамвай №6 на улице Свободы, 1960. С сайта www.pastvu.com.
Трамвай №6 на улице Свободы, 1960. С сайта www.pastvu.com.

О том, как московский трамвай развивался дальше, я расскажу в следующих статьях. Если кому-то интересны другие материалы на эту тему, ссылки ниже:

Продолжение истории:

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!