Найти в Дзене
Историческое оружиеведение

Советское золото на английском крейсере. И их судьба

Оглавление

Впервые об этой истории я прочитал в 1982 году в статье "Операция "Эдинбург", опубликованной в хорошо известном подросткам советских лет журнале "Техника - молодежи" (думаю, заслугу этого журнала в формировании моего интереса к оружию и соответствующей военной истории переоценить просто невозможно). И, наткнувшись недавно на рассказ об истории английских легких крейсеров типа "Таун" (подтип "Белфаст"), одним из которых как раз и был "Эдинбург", я не мог не вспомнить ту давнюю статью. Хотя бы из уважения к той самой "Технике - молодежи" и ее редакционному коллективу. Ну а, воспользовавшись современными возможностями в плане доступа к информации, удалось даже и "нарыть" кое-какие дополнения, которые в советское время публиковать было как-то не с руки.

Заголовок статьи из "Техники - молодежи" № 2, 1982.
Заголовок статьи из "Техники - молодежи" № 2, 1982.

Судьба "Эдинбурга"

Специалисты считают "Эдинбург" (и однотипный с ним "Белфаст") едва ли не лучшим легким крейсером в мире: спущенный на воду в 1939 году он был быстрым (32 узла или почти 60 км/ч), хорошо защищенным (броневой пояс толщиной 114 мм, бронированная палуба 51 мм и т.д.) и отлично вооруженным (12 орудий кал. 152-мм в четырех трех-орудийных башнях).

Боевая служба крейсера началась в том же 1939 году, крейсер сопровождал конвои, искал немецкие рейдеры и принял участие в охоте на "Бисмарк", а в декабре 1941 года начал сопровождать полярные конвои в Мурманск и обратно.

"Эдинбург".
"Эдинбург".

Всемирную известность "Эдинбург" приобрел в конце апреля - начале мая 1942 года. 28 апреля 1942 года крейсер вышел из Мурманска, сопровождая конвой, возвращавшийся в Англию. Крейсер был не только флагманом - на нем держал флаг контр-адмирал Стюарт Бонэм Картер - но и самым сильным кораблем в конвое, а потому именно на него было погружено 4.750 кг золота в слитках общей стоимостью 1,5 млн. ф.ст. (в ценах 1942 года, в ценах 2021 года - 71.473.282 ф.ст.) - часть платы за поставки военной техники и военного снаряжения союзникам. 465 золотых слитка в 93 деревянных ящиках были размещены в погребе боезапаса зенитной артиллерии.

Вряд ли немцы догадывались о том, какой груз несет "Эдинбург", когда 30 апреля их подводная лодка выпустила три торпеды по крейсеру. Одна прошла мимо, вторая попала прямо в корму, оторвав ее часть вместе с рулем и двумя винтами, а третья - почти в середину корабля.

Впрочем, команда крейсера сумела залатать повреждения и, с помощью двух эсминцев и четырех тральщиков, на одном винте двинулась обратно в Мурманск.

"Эдинбург" с оторванной кормой.
"Эдинбург" с оторванной кормой.

Немцы нашли крейсер 2 мая и атаковали его, рассчитывая добить. Однако сделать это оказалось не так просто: в ходе боя "Эдинбургу" удалось повредить один эсминец (стрелял крейсер только одной башней, но 152 мм есть 152 мм), но сам он получил еще одну торпеду - в другой борт, как раз напротив первого попадания. Крейсер не развалился пополам только потому, что уцелели палуба и надстройки.

Немного подумав, сражавшиеся решили разойтись: немцы сняли команду с своего подбитого эсминца и потопили его, а англичане - с своего совсем разбитого крейсера и потопили его.

"Эдинбург" ушел на дно. Вместе с золотом.

Судьба золота

Естественно, что о 4,5 тоннах золота никто не забывал: уже в 1954 году британское правительство решило утилизировать крейсер (а заодно и попробовать поднять слитки, надо думать), но отношения с СССР были уже весьма натянутыми, потому решили лишний раз их не обострять, а в 1957 году вообще объявили крейсер военным захоронением (в ходе боев на нем погибло 58 моряков).

К идее подъема золота англичане вернулись только в конце 70-х годов, причем одной из причин было опасение, что Советский Союз сам займется этим вопросом. После недолгих переговоров, в 1981 году между СССР и Англией было заключено соглашение о проведении операции по подъему золота с затонувшего крейсера.

В апреле 1981 года корабль был обнаружен на глубине 245 м. С учетом того, что крейсер сохранял статус военного захоронения, компания, взявшаяся за подъем золота, не могла прибегнуть к привычному способу "давайте взорвем и посмотрим, что там" и, после того, как первоначальный план по проникновению внутрь через пробоину провалился (она оказалась завалена (металлическим ломом), было решено резать борт.

Работы на "Эдинбурге" (иллюстрация из "Техники - молодежи").
Работы на "Эдинбурге" (иллюстрация из "Техники - молодежи").

План увенчался полным успехом: 30 августа операция началась, а уже 15 сентября на борт экспедиционного судна был поднят первый слиток. К 7 октября работавшие парами водолазы подняли 431 слиток из 465. Испортившаяся погода заставила прекратить работы. Судно ушло в Мурманск.

Добытое золото было поделено согласно соглашению: 45% получили водолазы, а остальные 55% были поделены в соотношении 1 (Англия) к 3 (СССР) - согласно стоимости страховых сумм, которые были внесены обеими государствами в 1942 году.

Золотой слиток, поднятый с "Эдинбурга".
Золотой слиток, поднятый с "Эдинбурга".

Впрочем, история золота "Эдинбурга" на этом не заканчивается: спустя 5 лет экспедиция вновь вернулась на место работ и подняла еще 29 слитков. 5 слитков общим весом около 60 кг найти не удалось.

Один из слитков, поднятых с крейсера сегодня по слухам экспонируется в российском Алмазном фонде.

Ну а 5 слитков все еще ждут...

И, кстати, "Белфаст", систер-шип "Эдинбурга" и головной корабль серии (всего из 2 единиц), сегодня является кораблем-музеем и стоит возле Тауэрского моста в Лондоне.

Постскриптум. Еще раз хочу выразить свою признательность создателям журнала "Техника - молодежи". Интересно, кто еще вспомнит этот журнал и эту статью?

#археология #вторая мировая война #крейсер эдинбург #кладоискательство

О крупнейшей находке золота археологами СССР можно прочитать здесь.

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!