Прожив в Самарской области 35 лет, я думал, что знаю о родном крае все, или почти все. Поэтому очень удивился, когда набрел на легендарный по масштабам недострой СССР, о котором вообще ничего не слышал. Это Куйбышевский обводнительно-оросительный канал, благодаря которому должно было происходить орошение около 1 млн га сельскохозяйственных земель Самарской и Оренбургской областей, и обводнение свыше 1,7 млн га пастбищ.
А попал в эти места я довольно неожиданно, даже случайно - отмечал свой день рождения в глэмпинге на берегу Волги прямо на границе Самарской и Саратовской областей в поселке Березовая Лука. Навигатор показал туда очень длинную дорогу, поэтому на обратном пути я решил начти что-то покороче. Как у меня всегда говорил товарищ: "Мы поедем по длинной и скучной дороге, или короткой, но интересной?". Тем более в нижнем течении Волги с левого берега никогда не был и не думал, что там может быть вообще что-то интересное
Таким образом лесами и полями (которые до боли напоминали зимники Сибири и Арктики) я пересек границу областей и вышел к поселку Абашево.
Откуда навигатор показал два варианта - обычная асфальтовая дорога через Хворостянку, где я проезжал уже много раз и какая-то "серая" короткая дорога в сторону Безенчука, где я еще ни разу не ездил. Естественно, победил второй вариант.
И сразу же за поселком эта дорога пошла вдоль рва, очень напоминающего канал.
Посмотрел на навигатор, и точно - Куйбышевский обводнительно-оросительный канал, про который никогда не слышал, сразу захотел проехать по всей его длинне и почитать о нем поподробнее.
Этот канал решили построить в 60-х гг. прошлого столетия из-за необходимости обводнения сельскохозяйственных угодий степных районов Самарской и Оренбургской областей. Строительство началось осенью 1969 г. Планировалось построить 475 км (279 км в Самарской и 196 км в Оренбургской областях) и потратить на это около 2 млрд рублей - колоссальная сумма по тем временам.
Было запроектировано 27 водохранилищ - 21 в Самарской и 6 в Оренбургской областях. Высота подъёма воды до 212 м (7 ступеней), общее число гидротехнических сооружений на канале – более 320. Для строительства был создан трест "Куйбышевканалводстрой", также привлекались молодежь и комсомольцы.
Всего до развала СССР успели построить 164 км (в 92 году проект полностью забросили) и только на территории Самарской области, до Оренбургской так и не дошли
а используется на данный момент меньше половины.
Вода в канал нагнетается на трёх перекачивающих насосных станциях.
Некоторые участки канала имеют высоту до 150 м. На этой фотографии очень заметна разница уровней между дорогой и каналом (на том пригорке)
Вдоль канала построена техническая дорога, она очень разная по качеству. На некоторых участках асфальтирована и активно используется, где-то обычная грунтовка, а местами вообще никто не проезжает. На этом участке, к примеру, несколько десятков км пришлось ехать по снежной целине и переметам, навигатор упорно просил меня развернуться.
Пока я не уперся в железную дорогу. Техническая дорога перед жд-путями и после нее была перекопана, чтобы никто не пытался проезжать по путям - светофоров там не было.
Зато был небольшой объезд под путями, повезло, что в начале зимы снега еще выпало не так много, а то обычно такие места наметает по уши.
Вот такие интересные места можно найти, если кататься не стандартными дорогами. Теперь интересно будет летом проехать по этим участкам снова и посмотреть, как и какие используются.
Не забываем ставить лайк и подписываться на мой канал: впереди еще много интересного: https://zen.yandex.ru/bepowerback
О моих актуальных поездках и приключениях можно прочитать в инстаграме: https://www.instagram.com/bepowerback/