Найти тему

23. КОНЦЕРТМЕЙСТЕР, АРТИСТ АНСАМБЛЯ И/ИЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИГРЫ НА ИНСТРУМЕНТЕ? (МОЁ НЕОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО Е.В.ХАЙНЕР, часть 7)

В квалификации наших дипломов значится: артист ансамбля, концертмейстер, преподаватель игры на инструменте. Большую часть всего обучения мы учились быть не педагогами, но солистами. Судите сами: выходить выступать на сцене сольно мы должны были 6-7 раз за 9 месяцев (учебный год). Всё, что хоть как-то связано с детьми и педагогикой начинается только с 3-го курса, и то очень осторожно, теоретично, частично, (как бы не сказать символично). Потому что педагогика, это… не главное, это на втором плане, это тень, это… про запас, на случай «если вдруг и если что…», тогда уж… в педагоги. Общий настрой был такой, только вперед, только ввысь. Вы, пишите об этом в своей книге, говорите, что всех студентов муз.училищ и консерваторий настраивают, готовят к исполнительской деятельности, а по итогу, подавляющее большинство работает педагогами - так и есть! Да, и ещё страдают и жалуются всю жизнь: "Не к этому я себя готовила и педагогом быть вообще не собиралась!". Вот оно! Работа педагогом и одновременное презрение к этой профессии.

3-ИЙ КУРС МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

3-ий курс музыкального училища поднимает студента на самые высокие вершины, на какие он только способен в рамках четырёхгодичного курса обучения для получения среднего специального образования. Это кульминация, приходящаяся на ¾ от всего отмерянного студентам срока - всё по законам жизни и искусства. Это «крутое пике» вверх происходит от того, что объём играемого и изучаемого материала, возрастает до максимума. Это, кстати, к вопросу о том, как важно, чтобы в работе у каждого ученика было всегда много произведений, не только качественная, но и количественная составляющая его репертуара чрезвычайно важна.

Об этом здесь: Академические концерты Софт Моцарт

Мозг работает наизнос, музыкальный кругозор расширяется до предела, который у каждого, конечно, свой. На 3-ем курсе окончательно сливаются в одно целое все предметы и нет уже отдельных миров «сольфеджио», «гармония», «музыкальная литература», «методика», «специальность», «педагогическая практика», «история фортепианного искусства», «инструментоведение», «полифония» и др., всё это вмещает в себя огромная галактика «МУЗЫКА», которая является открытой системой для других, таких как ИСТОРИЯ, ГЕОГРАФИЯ, ПОЛИТИКА, ЖИВОПИСЬ, ЛИТЕРАТУРА, ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ… – одним словом, МУЗЫКА на 3-ем курсе становится очевидной и неотделимой частью КОСМОСА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ на планете Земля.

Только за первые полгода на третьем курсе студент должен сыграть 7 произведений по специальности наизусть, 10 романсов по концертмейстерскому классу, 2 произведения с иллюстратором-инструменталистом (скрипка / кларнет / балалайка/… ), 2 произведения с вокалистом (ария, романс), 2-3 произведения по камерному ансамблю.

И это всё только за полгода!!! Все эти предметы – как типы государственных систем, как модели взаимоотношений в семье, варианты поведения в коллективе, с людьми, изучение этих дисциплин даёт возможность примерить на себя разные АКТИВНЫЕ роли: главные и второстепенные, и учит нести, выполнять разные функции в общей гармонии взаимодействия друг с другом в этом мире.

Пианист – солист, здесь всё понятно, ты – лидер, ты – Солнце, ты – всё! Иначе – свалишься с пьедестала и не удержишь корону (=ношу). Такая роль предполагает глубокую убеждённость в том, что делаешь и о чём играешь, авторитарность, огромный процент уверенности (и самоуверенности!) в себе, высокая (даже чуть завышенная самооценка). Здесь не должно быть места сомнению. Пафосный оратор, ошеломляющий, искрометный, харизматичный артист-фокусник или интересный глубокий рассказчик, он, солист, прежде всего, должен верить себе и в себя на 100%. Здесь ты делаешь всё сам, а значит, отвечаешь за всё исключительно тоже сам.

-2

Пианист в камерном ансамбле – роли и ответственность распределены поровну на всех, демократия, каждый имеет право голоса. Но для того, чтобы сосуществовать в гармонии, в согласии, нужно уметь не только чутко слушать другого, но и уметь говорить ясно, чётко самому, звучать по-особенному, но не перебивая других. Брать ответственность, где нужно и выполнять свои обязанности наравне со всеми, не «перетягивая на себя одеяло» и в то же время никогда не прятаться за спину товарища. Уважать, ценить, уметь подчеркнуть, оттенить индивидуальность другого и в то же время не терять свою, не терять своё лицо. Уметь дать блеснуть другому и уметь блестеть самому. Здесь нет места лицемерию, иначе всё становится слышно («Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»). Если вдруг кто-то возомнит себя круче, лучше, начнет спорить, перекрикивать, прогибать под себя… - да просто музыки не получится вот и всё.

-3

Пианист-концертмейстер – это роль «серого кардинала», который может управлять и направлять солиста, если тот не совсем понимает, куда надо идти. Это шея у головы, которая мягко и незаметно для всех, может ненавязчиво направить туда, куда нужно и от этого будет лучше всем. И самое главное – ни в коем разе не показать этого! Внешне это выглядит всё очень прилично, никто даже не сомневается в том, кто есть главный, т.е. солист, а кто – «подтанцовка». Но это не манипуляции, нет! Это высококлассное «умение плыть рядом», умение «подплыть снизу».

Если же в голове у солиста всё в порядке, всё по полочкам, то концертмейстеру гораздо проще: не мешать и не путаться под ногами у главного, успевать за ним, идти «ноздря в ноздрю», оттеняя его искусство, подчёркивая, отсвечивая разными красками и тембрами его неповторимость, всё для того, чтобы алмаз сверкал ещё ярче.

-4

После того, как ты научишься быть концертмейстером – у тебя есть все шансы стать отличной женой, заместителем начальника, чьей-то правой рукой и опорой. С тобой будет комфортно любому лидеру, который обязательно оценит твои качества: умение слушать, умение идти за ним, умение поддержать, умение мягко направить и подсказать. Концертмейстер – это дипломат, который очень аккуратно, тактично умеет вести «переговоры» и подстраиваться под любого человека, под любую ситуацию, который может и должен спасти любое дело и вытащить, если понадобиться, солиста из любой для него не выгодной, позорной ситуации, и выйти из неё более-менее достойно.

Из всех трёх специальностей эта, пожалуй, самая сложная. Концермейстер до конца своей педагогической карьеры совмещает в себе и солиста-артиста, и педагога, и психолога, и друга.

И работа в коллективе, под управлением лидера-дирижёра, у нас тоже была, этот предмет - ХОР! Единственное, чему нас не учили, так это управлять коллективом. Но мы учились управлять своими пальцами – а это не просто: учить каждый свой палец играть то, что нужно и отвечать за движение каждого! Теоретически, как только ты научишься договариваться с самим собой: где-то строго, где-то мягко, где-то в лоб, а где-то в обход быть внимательным к целому и к мелочам, ответственно выносить проект «музыкальное произведение» на сцену, в люди, в массы - думаю, это хорошая база для должности начальника и управленца в любой сфере жизни.

ОЦЕНКИ И КАК С НИМИ БЫТЬ?

Камерного ансамбля боялись многие. Далеко не каждому удавалось поладить, найти общий язык и взаимопонимание с педагогом, который вёл этот предмет.

Рядом с этими воспоминаниями у меня всегда будет стоять промозглая поздняя осень и студентка, нервно курящая за училищем с трясущимися руками и с мокрыми глазами после дополнительного урока камерного в субботу, кажется.

- Знаешь, Лен, что она сказала нам в конце урока?

- Что?

- «У меня было прекрасное настроение до того, как я услышала вас! Лучше бы мне было остаться дома и жарить блины»..........................................................

У меня, на удивление, всё с камерным срослось. Были опасения насчёт того, что ***, будучи скрипачкой, не сможет мне что-то подсказать в плане чисто пианистических решений, т.е. скажет ЧТО сделать, но не скажет КАК этого добиться.

Выхода не было, не будешь же каждый раз с репертуаром по камерному бегать к педагогу по специальности! Поэтому, включился, заработал механизм самовыживания, а значит, своей интерпретации предложенного репертуара и самостоятельного поиска КАК это сделать убедительно.

И тут произошёл какой-то очередной инсайт для меня, вылет на более высокий уровень что ли? Оказывается, что для того, чтобы вместе играть музыку, вовсе не обязательно обговаривать все моменты по форме, содержанию, характеру и о средствах воплощения этого всего. Далеко не всегда нужно уточнять: «Вот с этого места мы будем делать крещендо, а вот тут отступим и сыграем на пиано…». Каждый из участников ансамбля самостоятельно работает над пониманием играемого, а на уроке остается лишь только слушать друг друга внимательно-внимательно и ловить, и впитывать то, что особенно понравилось и было удачным в игре соучастника. (Такой способ работы друг с другом выработался у нас с ***).

И это делается всё БЕЗ СЛОВ, общение через звуки! Ого, как! Даже общение учитель-ученик может обходиться без слов, через музыку. Нет, я понимаю, что когда играешь перед зрителями, ты передаешь звуковую, а не словесную информацию, но то, что даже делая музыку, репетируя музыку на уроке, два человека могут общаться на этом языке!!!!!!!!! Точно, как инопланетяне!

Когда я об этом рассказала своей учительнице по фортепиано, она нисколечко даже не удивилась, как будто я ей сообщила прописную истину:

- Так да! Оно всегда так и происходит, когда работаешь с музыкантами!

И вдруг, в конце первого полугодия педагог по камерному говорит мне так ласково и даже несколько извиняясь:

- Лена, я не могу тебе поставить «5-», ну, потому что мы с тобой всё же не совсем идеально играем, есть некоторые шороховатости… (!!!)

Это случилось, по видимости, потому, что она не была осведомлена о всех подробностях моего «диагноза» по специальности и «потолке», который определяют нам всем ещё на 1-м курсе, при первом же сканировании-прослушивании-концертном выступлении. Но сам факт! Ей было со мной комфортно и удобно играть, да так, что ей даже в голову пришла эта оценка, «5-»! (Эта оценка - большая, огромная редкость в нашем деле, к слову сказать).

Вот именно тогда до меня вдруг дошло: насколько ничтожна, субъективна и расплывчата оценка, которую нам или кому-либо ставят, особенно, если это касается сферы искусства!

У Вас есть об этом тоже, здесь: «о необъективности оценок» https://lenkaolenka.livejournal.com/1037562.html

Именно после этого случая всё своё внутреннее внимание я переключила на ПРОЦЕСС, а НЕ НА РЕЗУЛЬТАТ. Желание выступать и позитивное отношение к концертному исполнению – вот что должно быть результатом в обучении музыке, а не критика, не разбор по косточкам каждого такта, не оценка-вердикт, поставленная «сильными мира сего»!

Это вам не русский язык и не математика! Где все знают, что небольшой недочёт – это может быть ещё «5», 1-2 ошибки – это «4», 3-4 – это «3», а 5 ошибок – это «2» - всё относительно чётко и понятно и не вызывает встречных вопросов и дискуссий, по крайней мере таких, какие могут возникнуть при обсуждении оценок у музыкантов.

Потому что двойственность во всем здесь (в мире искусства) цветет и пахнет! К примеру педагогу-холерику понравится яркий, сочный звук, а интроверту такой звук покажется открытым и крикливым. И наоборот, про мягкий, тихий звук темпераментные педагоги могут сказать "поджала звук, неуверенно, недобрала по звуку" и т.д. вариантов таких субъективных суждений тьма. А кроме того, очень часто решающее значение имеет то, кто играет, кто его преподаватель и отношение к этим людям в данный момент.

Особенно сейчас, будучи педагогом, ты понимаешь, что оценка - это каждый раз неожиданность, которая зависит не только от того, как сыграл ученик, но и от того с какой ноги сегодня встали педагоги-экзаменаторы, в какой фазе луна или там как расположились звёзды))

А всё потому, что нет никаких чётких критериев: что оценивать? Профессиональный «рост» конкретного ученика в его системе координат, в его истории развития или его исполнение в общем масштабе всего класса, т.е. в сравнении с результатами и достижениями других учеников? Но оценить личный рост ученика никто не может кроме педагога, который непосредственно работает с этим учеником, поэтому всегда ученик оценивается с точки зрения того, как его «игра выглядит» на фоне всех остальных одноклассников и шкала оценок четко выстраивается "по лесенке" от наивысшего балла к низшему, т.е. большую роль играет то, как подготовлены в целом все остальные ученики.

В сравнении с другими оценивать, конечно, проще, не нужно разбираться особенно-то что и как, да и ни времени ни возможности такой нет в системе традиционного образования. Ведь никто, кроме педагога этого ученика не видел, какой ученик пришёл изначально, не знает, какие трудности он испытывает, и не помнит, как и что играл этот ученик хотя бы на последнем зачёте или экзамене.

В этом плане мне особенно нравится компьютерная обучающая программа Софт Моцарт и метод Е.В.Хайнер! Оценка физических показателей игры – ошибки, время – абсолютно объективны, т.к. это всё посчитал компьютер и здесь не может быть никаких «мне показалось». Если же дело касается артистизма и художественных задач – то это только похвала, поддержка, а рекомендации (не критика!) исключительно по запросу учителя или ученика. Да и при желании на форуме каждый может найти выступление конкретного ученика на онлайн-академическом концерте полгода, год назад и объективно увидеть рост, сравнив его только с самим собой. Это же очень круто! Именно от этого и дОлжно отталкиваться учителям, обсуждая игру и выставляя оценку.

В Софт Моцарт главное - «не бить по рукам» высокопрофессиональной критикой, диагнозами, вердиктами – однозначной, фиксированной на бумаге ОЦЕНКОЙ, то бишь.

А у нас ведь как? Хлебом не корми, дай ткнуть носом во все погрешности в игре своего ученика, а чужого так тем более! Показать, «какая я умная, всё услышала и заметила», "вы ж меня позвали, чтобы я сказала, так вот сейчас я вам всё скажу!». Да что там говорить! Мы заточены на это с училища. Нас специально садили играть друг перед другом и тренировали в умении находить ошибки и критиковать, не заботясь о том, что при этом чувствует тот, кто играл. И что удивительно, даже в игре детей 1-2-х классов учили выискивать то, к чему можно придраться: обсудить руки, внешний вид, каждую ноту, при этом изящно гарцуя и жонглируя профессиональными терминами перед коллегами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УСПЕШНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

И ещё один момент, последний, касаемый исполнительства. Нас никто никогда не учил, как правильно настраиваться на выступление, а наверняка есть конкретные рецепты и техники. Ведь у спортсменов есть! Как подготовить себя, как помочь другим, например своим ученикам? Обычно со стороны учителя всё, что требуется – это дать последние напутствия, ещё раз напомнить ученику о том, что и где он не должен ни в коем случае забыть сделать. Эмоциональная, психологическая составляющая полностью возлагается на плечи самого учащегося, который не знает никаких рычагов самоконтроля и самонастройки и это тоже тот момент в музыкальной педагогике (первый это ЧСЛ), который предполагается, что как-то, каким-то образом должен сам собой сложиться у каждого.

Я считаю, что по-хорошему, по-правильному в училище со студентами должен работать психолог, подробно рассказывать и просвещать в этом вопросе, коли уж упор идет на исполнительство. А накануне зачетов и экзаменов личные консультации минут по 10-15 – было бы очень здорово! Хотя бы контакты таких специалистов должны быть в доступе у студентов, они должны знать, где можно найти эту психологическую помощь и поддержку.

В идеале, конечно, педагог должен уметь это делать, но учитель часто находится с учеником в такой тесной связке, как сейчас говорят «внутри ситуации», в межличностных туго затянутых отношениях, поэтому часто не может помочь. Особенно, а это у нас частое явление, когда педагог идентифицирует, присваивает себе ученика, его работу, когда идет слияние границ. https://globalmusiceducation.com/pages/basic-rules-teacher-music-self-respecting-border-student-russian

Есть исследования, проведенные музыкальными психологами-учеными, где они измеряли физиологические показатели у исполнителей-музыкантов во время выступлений: пульс, давление, адреналин и др. В процессе этих экспериментов выяснилось, что все показатели у музыкантов примерно такие же как у летчиков-испытателей!!!! Т.е. концертное выступление - это колоссальный стресс, предельное напряжение для организма и психики человека, с которым далеко не все могут справиться в одиночку.

Я вспоминаю, что однажды мне помогла удачно выступить случайная встреча с учителем ОБЖ, преподавателем-спортивным тренером из института физкультуры, который проходил по своим каким-то делам у нас, на 4-м этаже, как раз где-то за 5 минут до того, как мне выходить на сцену. Он появился в то самое время, когда мой мозг уже начал сжиматься в грецкий орех от волнения, грозящего перерасти в панику, а к рукам и ногам волной стало подступать какое-то безволие, бессилие и слабость.

Учитель не сказал мне слова типа: «Да все будет нормально, не волнуйся, не ты первая, не ты последняя, успокойся, играй для себя, как будто никого нет в зале, играй и получай удовольствие» и подобное обывательское бла-бла-бла тех, кто понятия не имеет ни о той ответственности, которая лежит на плечах выступающего на сцене, ни о том, что ни о каком удовольствии во время выступления на сцене студентов и речи быть не может, особенно, если от оценки на экзамене впридачу ко всему прочему, зависит размер твоей стипендии.

Спокойно и уверенно, со знанием дела и одновременно не обесценивая моё предконцертное состояние, он сказал следующее: «Я чувствую все электрические разряды и молнии, которые летают здесь в воздухе, в коридоре и в классах – но я знаю (заметьте, не «я верю»!), что у тебя всё будет хорошо!». А потом преспокойненько пошёл не в зал, слушать, что и как будет на самом деле, а просто пошел дальше. Это было такое мощное, очень кратковременное и быстродействующее внушение, которое мигом привело меня в чувство.

И вот от такой какой-то абсолютной уверенности педагога, в своих словах, о моем ближайшем будущем, мне стало очень спокойно, внутри появилась какая-то гибкость, пластичность, игра, озорство, радость, активность – в таком состоянии всё получилось сделать играючи и легко. Я ещё это никому не вернула в таком объёме в каком пришло ко мне, но обязательно верну!

С тех пор, я не боюсь просить помощи, вот такой, психологической и учусь давать её сама. Поэтому, в философии системы Софт Моцарт особенно ценно то, что всё здесь уже изначально направлено на развитие и поддержку ученика, как личности, воспитание, взращивание веры в свои силы от первых уроков до сцены. https://globalmusiceducation.com/pages/what-is-priority-in-method-hiner-russian

Продолжение следует...

26.12.2021