Изначально гладиаторами в Риме становились принудительно и ненадолго — до неизбежной смерти во время погребальных игр. Первые гладиаторские игры являлись жертвоприношением, выживших после поединков добивали. Лишь в конце II в. до н.э. они превратились в зрелище, не связанное с проводами в последний путь какого-нибудь уважаемого патриция. Первыми гладиаторами были военнопленные, затем на арену стали отправлять и по приговору римского суда. Приговорённых к смерти вообще ничему не учили, их просто убивали во время очередных игр. А вот приговорённые не к смерти, а «к мечу», попадали в лудус (гладиаторскую школу) и становились настоящими гладиаторами.
Со временем пленных становилось всё меньше, а размах гладиаторских игр только увеличивался. В 65 г. до н.э. Юлий Цезарь, в рамках предвыборной пиар-компании, провёл игры с участием 640 гладиаторов, впоследствии в представлениях могло участвовать несколько тысяч человек — столько их было в навмахиях, имитирующих морские сражения. В гладиаторы стали набирать не только пленных и преступников, но и обычных рабов, купленных ланистой (владельцем лудуса).
Гладиаторами становились и свободные граждане. Сперва таковых было очень мало, ведь гладиатор считался не просто обречённым человеком, но уже принесённым в жертву богам смерти и поэтому как бы не совсем живым. Их даже хоронить нельзя было на обычном кладбище, но лишь на отдельном — для самоубийц, каковыми добровольные гладиаторы и были в глазах добропорядочных римлян. Но по мере превращения гладиаторских игры в шоу-бизнес, римских граждан, желающих подписать контракт с ланистой, становилось всё больше.
Независимо от того, каким образом будущий гладиатор оказался в лудусе, первые месяцы он считался «тритоном» (салагой). Так называли новичков, неуклюжих и ничего не умеющих. Им ещё надо было привыкнуть к гладиаторской диете с большим количеством ячменя. Этот злак считался полезным для роста мускулатуры, но по своей воле римляне его не ели, в армии ячменной кашей кормили провинившихся легионеров. В качестве основного напитка гладиаторам давали разведённую в воде золу — такое щелочное питьё способствовало заживлению ран.
Кем бы ни был гладиатор в прежней жизни, теперь он жил в крохотной камере за железной решёткой, из которой его выпускали только для тренировок и принятия пищи. У добровольных гладиаторов двери в камеру не запирали, но в остальном их жилье было таким же, как и у рабов с преступниками. Всё свободное время гладиатора было занято тренировками, за малейшую ошибку следовало немедленное наказание. А тех гладиаторов, кто отказывался биться на арене, казнили прямо во дворе лудуса каким-нибудь зрелищным и мучительным способом — например, сжигали заживо.
После завершения «курса молодого бойца» гладиатор из «тритона» становился «грегарием». Так называли разный преступный сброд, набираемый в качестве массовки для больших игр, во время которых они должны были погибнуть под мечами профессионалов. Только после первого боя на арене новичок получал статус бойца. В дальнейшем гладиаторская карьера определялась лишь одним — победами в поединках. Далеко не каждое поражение приводило к смерти, но неудачливых или трусливых гладиаторов зрители не щадили. Гладиаторы-чемпионы помимо зрительской любви (выражавшейся в том числе и в различных подарках) получали многотысячные гонорары за каждое выступление.
Заслуженные гладиаторы имели свободное время, их отпускали в город, не опасаясь побега. Они могли либо развлекаться в кабаках и лупанариях, либо заниматься своими делами. К примеру, наняться на подработку. Профессиональный убийца, живущий вне общества, был очень удобным инструментом для решения различных проблем, которые порой возникали у уважаемых людей Древнего Рима. Найм гладиаторов, как бывших, так и действующих, был в Риме обычным делом. Наниматель мог сказать, что хочет устроить личные гладиаторские бои, набирает телохранителей или учителей для занятий фехтованием. Но обычно вопросов о причине найма кем-то гладиатора (или десятка, или пары сотен) не возникало.
Гладиаторов иногда нанимало и римское государство — для обучения легионеров. Обычный легионер умел воевать только в строю, этого было достаточно для побед в битвах. Но порой возникали ситуации, когда требовались уметь драться один на один. К примеру, такие навыки требовались охране командира. В подобных случаях легионеров учили именно гладиаторы, чьи боевые навыки были отточены и проверены многочисленными смертельными поединками на римских аренах.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев