Мы доставили автодом из Москвы в Тюмень. Поездка заняла 4 дня. Все это время мы полноценно жили в автодоме: спали, готовили пищу, принимали душ и ходили в туалет. Это был тест-драйв автодома в условиях русской зимы, когда температура за бортом менялась от минус 4 до минус 20 градусов. Но давайте обо всем по порядку.
Автодом Hymer Tramp S 680
Характеристики
- База - Mercedes-Benz Sprinter
- АКПП, передний привод
- Бак чистой воды - 100 л + бойлер 20 л
- Бак сточной воды - 100 л
- Биотуалет - 20 л
- Газовые баллоны - 2 х 2,5 л
- Дизельный бак - 90 л
- Отопитель - Truma Combi D
- Гелевые аккумуляторы - 2 х 95 Ач
Ночевка в автодоме
Три ночи мы спали на основной кровати в задней части автодома.
Спальня - самое тёплое место в автодоме. Здесь под кроватью находится дизельная печка, которая греет салон. Тёплый воздух распределяется по салону равномерно благодаря системе трубопроводов.
Спальня отделяется от гостиной дверью, что позволяет сохранять тепло.
Чтобы не тратить тепло на остальной салон во время сна и сократить расход топлива, мы открывали заслонки отопления только в спальне.
Мы нашли комфортную температуру для сна, которую надо установить на панели управления печкой - это 21 градус. Если поставить больше - к утру в спальне будет душно, надо открывать люк для проветривания. Если меньше - уже прохладно.
Одну ночь мы решили поспать на опускаемой кровати над гостиной. Забраться на неё можно по лестнице. Ее ширина 125 см, длина 195 см. С обеих сторон у кровати есть сетки, чтобы ночью никто не упал.
Кровать оказалась очень удобной, но есть один минус. Саша лежал со стороны кабины, а это самая холодная часть автодома. Немного подмерзал. В кабину не помешало бы повесить плотные шторы, которые сохранят здесь тепло.
Приготовление пищи
Угловая кухня включает в себя газовую плиту с пьезоподжигом, мойку, вместительные ящики с доводчиками и фиксаторами. Мы готовили на кухне каждый день, мыли посуду. В раковину помещается крупная посуда, только кран коротковат.
Газ в автодоме расходуется только плитой. Мы готовили на завтрак яичницу, варили кофе, кипятили воду для чая, разогревали пищу.
Компрессорный холодильник работает от 12 вольт на стоянке и во время движения. Объем холодильника 152 л. В дорогу мы купили яйца, овощи, а позже в Татарстане затарились местными продуктами и мясными деликатесами, которые ели всю оставшуюся дорогу.
Электричество
У нас было полностью автономное путешествие. Мы стояли на обычных парковках без подключения к 220 В. Гелевые аккумуляторы заряжались в движении. Зарядку ускорял бустер.
От электричества работала печка, свет, холодильник, заряжались гаджеты. Больше всего электричества уходило на отопление.
Отопление
В первую ночь аккумуляторы разрядились наполовину, так как мы установили термостат на 24 градуса. Это оказалось слишком много. Печка работала шумно, а утром стало слишком жарко.
На вторую ночь поставили температуру 21 градус. В этот раз печка работала почти бесшумно, аккумуляторы разрядились с 12,5В до 12,2В.
У автодома очень хорошая теплоизоляция. Он быстро нагревается и долго держит тепло. Во время движения нет свиста, как у летних автодомов с дешевыми окнами и люками.
Толщина пола 41 мм. В туалетной комнате и душевой он двойной. В гостиной тоже не чувствуется холода благодаря хорошей изоляции из вспененного полистирола (XPS).
Расход топлива
Мы проезжали в среднем 500-600 км в день, расход по трассе составлял 11 л/100 км. Расход на отопление замерить было сложно, однако данные есть в документации и это примерно 6 л в сутки.
Расход воды
100 литров воды хватило на 3 дня. Мы умывались, мыли посуду, принимали душ каждый день.
Санузел в автодоме раздельный. Если закрываться в туалете, там будет тесно. Чтобы было просторно, лучше дверью туалета отделиться от гостиной. Один из нас находился в гостиной, пока другой принимал душ и пользовался туалетом.
Душевая кабина отделяется от спальни пластиковыми створками. После душа вода в поддоне быстро высыхает, благодаря подогреву снизу. При желании можно приоткрыть люк.
Вода в бойлере греется быстро, а вот чтобы получить из лейки нужную температуру воды, смеситель пришлось настраивать очень тонко.
Бак сточных вод находится снаружи под задним мостом автодома. Он защищен подогреваемой "рубашкой". Бак был открыт и сточная вода сразу лилась на землю. Нельзя было допустить замерзание воды.
Вода все-таки замерзла
Обычно бак чистой воды находится в тёплом пространстве под диваном в салоне автодома. В Hymer Tramp S бак находится под полом в защитной "рубашке". Туда подведена трубка с теплым воздухом от печки. Получается, печка греет бак вместе с салоном.
Во время движения у нас работал отопитель кабины. Тепло из кабины прогревало салон до температуры, которая была установлена на панели управления печкой Truma. И печка отключалась. Она переставала греть салон и бак с водой. Во время движения вода на дне бака начинала замерзать. На стоянке автономка включалась и снова грела бак, соответственно, лед таял. Мы обнаружили это только на четвертый день, когда заехали на автомойку в Екатеринбурге, чтобы залить воду для душа.
Мы убавили температуру отопителя в кабине, чтобы Truma не выключалась и грела бак.
Маршрут и стоянки
Мы выбрали маршрут через Нижний Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург. Конечная точка - Тюмень. Расстояние 2200 км. В день проезжали по 500-600 км.
Мы старались ночевать в людных местах, чтобы быть на виду и не привлекать лишнего внимания. В первую ночь остановились за Нижним Новгородом в Лысково, на стоянке возле придорожного магазина. У автодома хорошая шумоизоляция, поэтому внешние шумы не сильно раздражали и мы спали хорошо.
Вторая ночевка была в Казани на бесплатной парковке в центре, возле сада имени Кирова.
Третью ночь спали в центре Перми на парковке возле торгового центра Колизей-Синема. Стоянку искали глубокой ночью, так как быстро сменились часовые пояса (разница во времени с Москвой составляла 2 часа).
Четвертая ночевка была за 200 км до Тюмени на стоянке для дальнобойщиков. За ночь с нас взяли 150 рублей. Рядом шумел рефрижератор, но от усталости мы быстро уснули. Ночью температура опустилась до минус 20. Утром мы не замерзли. Дизельная печка хорошо справлялась со своей задачей.
В Тюмени мы сдали автодом в филиал компании "Яхты на колесах". Теперь Hymer Tramp S 680 можно взять там в аренду.
Тест-драйв показал, что на автодоме можно путешествовать и даже пользоваться водой до минус 20 градусов.
В следующей статье расскажу про места, которые мы успели посетить по дороге в Тюмень.
Подписывайтесь на канал Любовь, Автодом и Рок-н-ролл. Мы рассказываем о путешествиях на автодомах.