В прошлом посте мы поговорили о процессе мотивации и о том, как потребность превращается в цель
Сегодня продолжим рассматривать схему «Как человек адаптируется к среде и удовлетворяет свои потребности»
Следующим этапом удовлетворения потребности является поиск способа удовлетворить потребность
Он включает в себя сканирование внутреннего и внешнего пространства
Сканирование внутреннего пространства осуществляется посредством таких психических процессов как: память, мышление, воображение
Мы анализируем наш прошлый опыт т.е. то как раньше мы справлялись с такой задачей и каким был результат:
- стереотипы мышления (убеждения)
- стереотипы поведения (привычки)
Кроме того, мы обращаемся к воображению (образы будущего) т.е. ищем новые решения, новые способы удовлетворения потребности, которые ранее еще не использовали
Сканирование внешнего пространства осуществляется в первую очередь с участием сенсорных систем (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние) и посредством внимания, ощущений, восприятия, представления
На основе этой информации мы строим «Карту реальности»
«Карта реальности» субъективное отображение реального мира в нашем сознании т.е. то как на наш взгляд устроен мир, другие люди, предметы, события и мы сами (т.е. наше представление о мире, людях и себе)
Поведение животных регулируется только инстинктами, основанными на безусловных (врожденных) рефлексах (стимул-реакция) и небольшом количестве условных рефлексов (обучение)
У человека кроме целенаправленности поведения, условные рефлексы (обучение) преобладают над безусловными
Картина мира (карта местности) задает фокус внимания и обеспечивает целенаправленное поведение
«Карта реальности» включает в себя:
- Стереотипы мышления, убеждения, правила привитые в ходе воспитания, образования
- Социальные стереотипы
- Убеждения, вынесенные из собственного опыта
- Представление о мире, себе и других людях
- Система ценностей
- Планы, цели, мечты
- Привычки (стереотипы поведения)
На основе «Карты реальности» происходит выбор поведенческой программы (набора действий для удовлетворения потребности (получения желаемого))
Подробнее об этом читайте в следующем посте
#психология#психолог#стереотипымышления#привычки#