Найти в Дзене

Ученики объяснили, почему они не «Лермонтовы»

Кадр из фильма "Лермонтов"
Кадр из фильма "Лермонтов"

Часто, изучая биографию какого-либо великого человека, ставлю его в пример ученикам. Вот, глядите, как человек работал, чего добился и так далее и тому подобное. Есть такая привычка у некоторых учителей – читать нотации, что «они» смогли, а вы – только штаны протираете.

Дети, честно говоря, слабо реагируют на такие лекции. Далеки они и делами, и, главное, мыслями от «героев былых времён». И Ломоносова, и Пушкина не воспринимают они как реальных людей. Всё это, как говорят, было давно и неправда. Ну, или почти так говорят.

Вот опять. Говорим про Лермонтова: и несколько языков знал, и картины рисовал, и на скрипке играл, и в науках преуспел, и шахматистом был…

Я, конечно, не удержался от очередного сравнения: «А вы чем можете похвастаться в свои 13 лет?»

Похвастать они мало чем могут, поэтому начинают находить оправдания. Раньше говорили мне про то, что он «богатый был,... бабушка заставляла,…дворянам так надо было,… и т.д.».

В этом году семиклассники выдали новый перл.

Подумав меньше минуты, выдают: «Так у него телефона не было!»

«И что?» - спрашиваю я.

«А то, что был бы у него телефон, он, как мы, кнопкотыканьем занимался бы!»

Термин «кнопкотыканье» я ввёл. Прочитал где-то на учительском форуме, стал использовать. Учеников частенько «кнопкотыками» называю. Не обижаются нисколько.

Про Лермонтова мы, конечно, ещё поговорили. Про то, что всегда, во все времена, можно найти оправдание безделью. И во времена Лермонтова развлечений хватало, и многие ими только и занимались. Но гением мы считаем и памятники ставим Лермонтову, а не им.

То есть над «личностным ростом» школьников поработал. Как положено.

Но осадок остался. Ведь неглупые дети, сами всё понимают, но сделать ничего не могут.

На самом деле, не в телефонах дело. Дело в отсутствии той самой пресловутой «мотивации». Сколько уже трудов написано и диссертаций защищено на эту тему (а уж сколько курсов и семинаров прошло!), а её как не было, так и нет.

И мы тоже в школе разные способы пробовали: и запрещать, и «замещать», и отвлекать… Через некоторое время всё возвращалось на круги своя.

Не Лермонтовы они. Да и мы тоже.

Друзья! Мне важна обратная связь - подписывайтесь на канал и ставьте "лайки"!