— Алло, Дима? Надо чтоб ты приехал, срочно.
— Здравствуйте. А это кто?
— Запамятовал, что ли? Сан Саныч, Кудряши.
Вспоминаю. Солидный мужчина, придирчивый заказчик. Двухэтажный дом. Лет пять-шесть назад я там менял электропроводку.
— Электрика заглючила. Кажется, реле напряжения сдохло, ничего не работает и отопление в том числе, в общем, сам посмотришь. Замёрзли мы уже как собаки. Давай, ноги в руки, возьми что надо из инструментов и чтоб через пару часов у меня был.
— Сан Саныч. Не могу сейчас, много заказов. Вызовите электрика. Работа несложная, не сильно дорогая.
— В смысле электрика вызвать? Соображаешь вообще? Мастера с меня денег сдерут! Не наглей, парень. Я тебе заплатил за работу, и неплохо. Не приедешь, ни одного заказа больше в нашем городе не получишь. Всё, жду.
И отключился.
Интересно, он всерьёз считает, что если я делал у него проводку, то теперь должен ею заниматься всю оставшуюся жизнь, причём бесплатно? Купил он меня, что ли?
Я работаю исключительно по договору — так спокойнее и мне, и заказчикам. В качестве своей работы я уверен, в городе меня многие знают, отзывы от клиентов только положительные. Гарантию даю на два года. Два! А здесь — проверил по записям своим — шесть лет прошло. Конечно, случись такая поломка через два года и месяц, например, я бы приехал и всё починил бесплатно. Шесть лет — совсем другое дело. Кто знает, что там произошло? Вариантов много: напряжение скачет, в настройках реле кто-то покопался, да и само оно невечное. РКН долго не живут, зато сохраняют технику.
Перезваниваю.
— Ну что ещё? Не выехал до сих пор?!
Объясняю спокойно.
— Сан Саныч. Гарантия на мою работу два года. У нас с вами шесть лет прошло. Срок гарантии давно истёк. Был заказ, я его выполнил. Какие претензии через столько лет? Я могу приехать. Но не бесплатно.
Молчит. Чувствую, остывает потихоньку.
— Ладно, чёрт с тобой. Приезжай. И поскорей, внуки мёрзнут.
Через часа два я у него (пришлось перенести другой заказ). Реле напряжения в самом деле полетело.
Проверяю всё, прозваниваю. А ведь предлагаю всегда байпас ставить в обход реле на такой случай. Хотя чувствую, он бы просто его в итоге включил и реле даже не стал брать (и тем более мне звонить). Сделал им времянку, чтобы отопление заработало, договорились, что сам куплю новое реле и установлю его.
— Что там по цене, Дим?
— Выезд на объект — тысяча пятьсот рублей. Один сегодня для диагностики и времянки и один на следующей неделе для установки. Плюс стоимость нового реле, тысячи три-четыре будет.
— Почему так дорого?
— Так до вас час ехать без пробок. Время моё, работа, бензин.
Махнул рукой.
— Ладно. Делаешь ты хорошо, за эти годы никаких нареканий, всё отлично работало. А то вызвал бы электрика, неизвестно, кто пришёл бы и как сделал.
Я купил новое реле, установил его, заодно проводку в доме проверил. Заплатил Сан Саныч за оба визита, хоть и не очень хотелось ему с деньгами расставаться.
Так что не укажи я два года в договоре, виноватым оказался бы и потерял как минимум три тысячи. Мой вам совет: чётко прописывайте срок гарантии, а то иногда заказчики считают, что раз вы выполнили у них какие-то работы, то должны вечно всё бесплатно обслуживать и устранять поломки. Не забудьте оценить статью и подписаться. Всего вам доброго!