Под Новый год все верят в чудеса, волшебство и магию – а какой из всех комиксов самый чудесато-волшебный? Один из вариантов – история сироты Билли Бэтсона, получившего неимоверные магические силы, а затем сумевшего разделить их, эти силы, на всю свою новую семью. Неплохо бы было загадать такое желание, да?))
*** Это архивный материал, впервые опубликованный в апреле 2019 года. ***
В то время как «Шазам!» Дэвида Ф. Сандберга покоряет мировые киноэкраны, имеет смысл прильнуть к истокам – и если не раскопать оригинальные комиксы 80-летней давности, то хотя бы сравнить фильм с работой Джеффа Джонса и художника Гэри Фрэнка: в начале этого десятилетия их графический роман перезапустил историю супергероя, который некогда был настолько важной фигурой в массовой культуре, что совершенно не уступал по популярности Супермену – а порой так даже его в этом превосходил.
Отныне у магии вновь есть защитник.
Незадолго до Рождества пятнадцатилетнего сироту Билли Бэтсона забирает к себе семья Васкесов: социальный работник постаралась скрыть от доброжелательной супружеской пары, что их новый подопечный – «самый мерзкий мальчишка из всех, с кем я имела неудовольствие общаться» (не говоря уже о том, что этот нелюдимый юнец редко в каком доме задерживается надолго).
На следующих страницах Билли знакомится со своими «братьями и сёстрами» (Мэри – правильная красотка, Фредди – инвалид и плут, Педро – толстяк, Юджин – умник, ну а Дарла – совсем ещё девочка), вступает в конфликт с семейством отъявленных богачей Брайер и навещает в зоопарке единственного друга – тигра Рыжика («Если не считать маму и папу, ты первое, что я помню в своей жизни… И ближе тебя у меня никого нет»). Очередной поворот в своей судьбе он воспринимает без энтузиазма и об опекунах отзывается без какой-либо нежности: «Да будь они хоть Супермен и Чудо-Женщина, мне пофигу. Они мне не родители».
Но всё меняет одна встреча…
– Я – последний из Совета волшебников, хранитель Скалы Вечности! Величайшей магической крепости за всё время существования магии!
– Слышь, извращуга! Ты мне тут мозги не пудри, я не шестилетка. А подойдёшь ещё ближе – я тебе последние зубы выбью!
– Хмпп! Заклинание поиска привело ко мне не просто дитя, а несносного грубияна!
Несмотря на обоснованные сомнения, волшебнику приходится остановиться на кандидатуре Билли и назначить именно его наследником своего трона в Совете Вечности, наделив пацана «силой живой молнии» («Фигасе!»).
Медлить не стоило уже потому, что в семидесяти двух километрах к северу от Багдада доктор Сивана уже вскрыл гробницу пробывшего в заточении тысячи лет Чёрного Адама, жаждущего «лишь одного – заполучить абсолютную власть над всей магией». Ради этого бывший пленник готов пробудить семь смертных грехов и убить любого, кто попытается ему помешать…
Вы с Чёрным Адамом – последние представители шести волшебных королевств, обладающие силой живой молнии. И вы связаны навек. Считай, вы теперь семья.
Обратить мальчишку в летающего силача помогает заветное слово:
Надо произносить это слово решительно. И с добрыми намерениями. С мыслями о семье и родителях. Скажи его, и ты изменишься. Станешь лучше, сильнее. Скажи «Шазам»!
Но интереснее всего в романе Джеффа Джонса даже не вся эта предыстория, а то, как преобразовавшийся Билли принимается распоряжаться своими внезапно обретёнными суперсилами. Оградив повстречавшуюся ему женщину от грабителя, он с чувством выполненного долга забирает у неё протянутую двадцатку, а предотвратив ограбление магазина, просит у хозяина «столько вкусняшек, сколько сможем унести». Фредди, узнав, что его новый брат умеет летать, сразу интересуется: «Может, ты и в космосе можешь дышать? Чувак, а слетай-ка на Луну и напиши на ней наши имена!» Повстречавшись, наконец, с Чёрным Адамом, Шазам первым делом отдаёт должное его внешнему виду («У тебя такой же костюм, как у меня, только чёрный. Чувак, это ж в сто раз круче»), а в финале рассеянно извиняется за то, как выглядит после побоища школа: «Да блин, я не нарочно… Чес-слово! Похоже, уроки завтра отменяются».
Вот это сочетание привычного супергероизма с неподдельным юношеским восторгом – самое, пожалуй, в этой книге дорогое.
– Ты ж говорил, что можешь превратиться обратно.
– Да, но зачем?
Дополняет всё это великолепие обстоятельная статья Егора Прутова, посвящённая становлению того, кто некогда «был самым узнаваемым супергероем из комикса» – а потом в силу разных причин стал «практически персонажем второго плана с очень непростой историей публикаций, где за взлётами следовали падения, а за падениями – взлёты».
Тут и про то, что художник Чарльз Клоренс Бэк «разработал образ персонажа, взяв за основу внешность популярного в то время киноактёра Фреда Макмюррея», и про то, как «в 1941 году Большая Красная Шишка (ещё одно прозвище героя) попадает на киноэкраны и становится ключевой фигурой первого супергеройского фильма». И про судебные разборки, в результате которых самый популярный герой комиксов золотого века, обходивший по популярности даже Супермена, вдруг пропал почти на двадцать лет. И про попытки возродить его в разные десятилетия – небезуспешные, но и не всегда безусловно удачные. И даже про вклад Алана Мура, Нила Геймана и Марка Миллара, в библиографии которых есть повести с участием персонажей-подражателей.
…Сегодня в это невозможно поверить, но когда-то Человек из Стали выглядывал из-за плеча другого супергероя в плаще. Его звали Капитан Марвел.
Единственное, о чём здесь упомянуто до обидного вскользь – так это о самом интересном: каким образом бренд «Капитан Марвел» (а ведь именно так звали Шазама без малого восемьдесят лет назад!) отошёл издательству «Marvel» и почему известный (-ая) нам сегодня Капитан Марвел столь не похожа на Шазама – что было бы особенно важно узнать с учётом того, что фильмы про них вышли в таком донельзя подозрительном соседстве, с разницей всего лишь в месяц. Но на этот счёт есть и другие исследования – и можно (пусть и не без сожаления) понять, почему в книге «DC» этому не уделяется заслуженного и более подробного внимания.
Простой и ясный концепт персонажа отлично умещался в одно предложение, которое каждый раз выносилось на первую страницу: «Произнеся волшебное слово “ШАЗАМ”, мальчик по имени Билли Бэтсон превращается во взрослого могучего героя Капитана Марвела, обладающего силой шести античных героев».
Нашлось в этой статье место, разумеется, и для Джеффа Джонса, «одного из главных архитекторов современной вселенной DC»: в 2011-м году, «заручившись поддержкой своего давнего коллеги Гэри Фрэнка, сценарист создал рождественскую историю о мечтах и семейных ценностях (беспроигрышный вариант!), упакованную в обёртку развлекательного блокбастера», – это, собственно, как раз про ту книгу, о которой мы с вами сейчас говорим.
Но даже Джонсом современная история героя не оканчивается: вслед за ним про Шазама успел написать Грант Моррисон, а уж теперь, после заметного успеха кинокартины, можно не сомневаться в том, что этот парень – «мальчик, который превращается во всесильного героя и раз за разом доказывает, что добро всегда побеждает зло» – останется с нами надолго.
Теперь ты единственный, кто стоит на пути у той магии, что угрожает твоему миру. Которая способна поработить и уничтожить всё сущее. Отныне ты – защитник магии, Билли Бэтсон. Ты… Шазам.
#Шазам #ДжеффДжонс #БиллиБэтсон #графическиероманы
#книгидляподростков #комиксы #веравчудеса #капитанмарвел #супергерои #рецензия на книгу
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Best of 2021 (краткое подведение итогов)
«Царство Небесное» Марка Уэйда и Алекса Росса
«Справедливость» Джима Крюгера и Алекса Росса
«Заражение» Тома Тэйлора: «Неубиваемые»
«Injustice. Боги среди нас» Брайана Буччеллато: «Год четвёртый. Издание делюкс»
«Супербоги» Гранта Моррисона (часть I: комиксы)
«Супербоги» Гранта Моррисона (часть II: кино)
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!