Найти тему
Приступ ностальгии

Депрессия после просмотра обеспечена: самый страшный постсоветский фильм

Оглавление

В 1992 году режиссер Альберт Мкртчан создал фильм «Прикосновение» ‒ малобюджетный, лишенный каких-либо впечатляющих спецэффектов, без которых, казалось бы, лента в стиле хоррор невозможна в принципе. Однако люди, работавшие над фильмом, четко показали: дело не в деньгах, а в таланте. Даже увиденный с видеокассет тех лет в несовершенном  VHS-качестве изображения фильм оставлял у зрителей неизгладимые впечатления.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

К сожалению, «Прикосновение» стал последней работой Мкртчана. Но этот первый за постсоветский период страны фильм ужасов вошел в мировые учебники по киносъемке. Да и в России, кажется, больше не смогли снять мистического триллера, равного ему по уровню воздействия на зрителя.

О сюжете

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Следователю Андрею Крутицкому поручено расследовать самоубийство Ольги Мальцевой, которое она совершила, предварительно лишив жизни своего маленького сына. Встреча с любовником погибшей вызвала у него недоумение: мужчина утверждал, что до убийства и самоубийства Ольгу довел погибший много лет назад из-за аварии на химкомбинате ее отец. В ходе следствия он знакомится с сестрой Ольги ‒ Мариной, которая со временем становится ему небезразличной.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Рассказы про призрака он считает нелепой сказкой, но после загадочной гибели любовника Ольги следователь вдруг стал замечать: над Мариной и ее дочкой в самом деле нависла серьезная угроза, а история с Призраком не настолько уж и нелепа.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Трагический, но не выходящий, на первый взгляд, за рамки заурядности факт, обрастает все новыми мистическими деталями, которые не в состоянии игнорировать даже такой материалист и закоренелый скептик, как Андрей.

В конце концов, он был вынужден согласиться с Мариной о присутствии среди живых выходцев из мира мертвых, являющихся сюда, чтобы забрать обратно с собой лучших. Один из таких ‒ отец Марины, которую он, как и сестру, намерен поселить по ту сторону реальной жизни.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

События стремительно развиваются. После того, как оказалась в больнице с непонятной, пугающей болезнью дочка Марины, Андрей решается на встречу с Призраком и идет к могиле отца Ольги и Марины на Миусском кладбище, чтобы попросить оставить дочь и внучку, дать им возможность спокойно жить. Он ведет «душеспасительные» диалоги с надгробием и утопает в иных измерениях ‒ холодных, навязчивых, неотвратимых. А далее по нарастающей следуют обеты, ритуалы… И все равно в итоге ‒ печальный конец, Привидение своего добилось.

При этом фильм создан в предельно реалистичном ключе. Эффект от этого гораздо более жуткий, чем если бы лента изобиловала полуистлевшими мертвяками.  Мкртчан точно передал атмосферу убитого постсоветского пространства, характерные для той поры пейзажи. Он чутко уловил настрой времени, когда неуверенность в настоящем порождала веру в различного рода мистику, и передал это в понятных, трогающих до глубины души деталях. На соответствующий  настрой в фильме очень сильно работают и тревожный лай собаки, и зловещие гудки поезда у кладбища, куда приходит Андрей, и вянущий при приближении призрака цветок…

Личные впечатления

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Увидел его в году 1994-м солнечным днем, уже вполне пожившим на этом свете человеком, имевшим за спиной просмотр «Зловещих мертвецов» вкупе с шестью сериями Фредди и прочими изысками Голливуда. И, представляете, меня впервые по-настоящему проняло: и шорохи какие-то по кухне поползли, и конфигурация старого портрета на стене, много лет мирно висевшего на стене, вдруг начала в моих глазах меняться. Режиссер смог отыскать приемы, безотказно действующие на подсознание, пробуждающие в нем неизведанные до сих пор чувства, уводящие от обыденности, ясно показывающие бренность человеческого бытия.

Рекламной шумихи вокруг этого фильма, в отличие от «Вия», «Оформителя» и т.д., припомнить не могу: ее просто не было. А ведь последние ни в какое сравнение с «Прикосновением» не идут. Отсутствие зрелищности здесь многократно компенсировано затейливостью сценария, гениальной режиссерской работой, великолепным актерским исполнением.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

После просмотра фильма мне стало по-настоящему дурно: два дня пришлось провести в постели из-за тошноты, слабости, головокружения, а главное ‒ наичернейшей меланхолии. Образ предводителя мертвецов то и дело всплывал в сознании, каждый стук и шорох ассоциировались с появлением незваных гостей. Вот она ‒ реальная сила искусства.

Кинолента «Прикосновение» ‒ редчайший фильм, который способен не просто напугать зрителя, но и своего рода философская притча, заставляющая серьезно задуматься о значении жизни и смерти.

Согласны, уважаемые читатели? Смотрели этот фильм? Какие у Вас впечатления от просмотра? Какие еще фильмы могли бы сравнить с этим по силе воздействия на зрителя?

Читайте также: