Буквально на этой неделе мы выпустили новость о том, что из ангара финальной сборки авиазавода корпорации "Ирукут" выкатили МС-21 с российским композитным крылом. Многие читатели отнеслись к данной новости весьма скептически, мол "когда он там еще полетит".
И вот сегодня утром, первый из серийных МС-21-300 с "черным крылом", произведенным в России поднялся в с бетонных плит аэродрома.
Недооценить это событие весьма сложно, а выводы, которые мы можем сделать из этого лежат далеко за пределами лишь одной авиаотрасли.
Разумеется, главная прелесть новости заключается в самом факте первого полета. Ну и судя по фотографиям из цеха сборки, скоро к самолету с номером МС-0013 присоединятся его собратья. Это будут еще во многом обкаточные машины и с помощью них авиакомпании и завод-производитель научатся взаимодействовать друг с другом. Сервис для МС-21 планируют сделать серьезным. Таким, что страшные истории про простаивающие месяцами новые самолеты уйдут в прошлое как недобрый сон.
Научиться предстоит очень многому, но радует, что завод понимает, что ему нужно сделать для того, чтобы выйти на уровень западных производителей.
Однако за всей авиационной тематикой скрывается главное- Россия ставит перед собой уже не виртуальные задачи из разряда "когда-то там", а вполне реальные цели и успешно их реализовывает.
Технологии производства композитного крыла- это без преувеличения хай-тек и самые инновационные технологии из тех, что применяются в гражданской мировой авиации.
Мы в Telegram
Находясь под санкциями, Россия не только не сделала шаг назад- заменив композитное крыло алюминиевым, но создала передовую технологию сама. Притом в реально сжатые сроки.
Третий вывод- в России наконец-то появляется грамотная культура управления сложными технологическими проектами. За долгие десятилетия мы привыкли, что импортзамещение - это неведомый зверь в которого уходят миллиарды без внятного результата. Проект МС-21 меняет это представление и выводит российскую управленческую культуру на новый уровень. Будем надеяться, что положительную практику будут перенимать и другие компании-производители.
Поэтому, друзья, как-бы не досадовали наши западные псевдопартнеры, скоро мы будем летать на собственных самолетах. И есть все основания полагать, что эти самолеты будут лучшими в мире.