После 7 лет службы Василий Макаренко вернулся домой, окончил двухлетние курсы киномеханика в Воронеже и пошел работать в кинотеатр «Комсомолец». Там тогда были вакансии. Директором киносети был Александр Петрович Еськов. А сама Павловская киносеть представляла собой развернутую сеть стационарных и передвижных киноустановок. Кино «крутили» в то время в каждом селе, в каждом хуторе. В послевоенных селах была полная разруха. Многие не вернулись с фронта. Женщины тащили на себе и работу в колхозе, и собственное хозяйство, воспитывали детей.
Василий Макаренко возил бабины с фильмами на своем зеленом мотороллере «Вятка». По воспоминаниям Василия Васильевича, со слов его дочери Галины, и план надо выполнять и детей жаль - без билета надо пропускать! Вот и крутился как мог - то тех запустит, то других. А они ещё и голодные! По глазам видно! Раздаст Василий Васильевич свою еду, которую жена приготовила на ужин ему, а детвора проглотит моментально, как и не было! Одному мальчишке из многодетной семьи дал колбасы, так тот не съел, буквально проглотил и говорит:
- Дядя, а я могу 7 колёсиков таких съесть…
Киномеханика с новыми фильмами ждали в селах с нетерпением . Все фильмы он знал наизусть. Особенно любил кино про Чапаева.
Василий Васильевич работал долго в киносети, потом ушёл на подарку, завел пчел. А перед пенсией пошел в плавание по Дону - чистили тогда реки, был помощник моториста. Всё лето плавает и осень, а зимой – дома, весла, как говорится, сушит.
Жена - Мария Алексеевна Макаренко всю свою жизнь отдала детям. В ее трудовой книжке – одна запись - Павловский Дом ребенка, где воспитывались дети до трех лет. По профессии она была медсестрой. А работала воспитателем. В послевоенные годы детские дома были заполнены до отказа. В группах было по 30 детей. А если представить, что это груднички, и их не один, не два, а тридцать – мурашки по коже! И тем не менее, не просто выполняли свои обязанности – накормить, научить ходить, одеваться. А отдавали свое сердце, любовь и нежность.
Одного мальчика Мария Алексеевна полюбила особенно сильно, он отказник был семимесячный как и ее в то время дочь Галя. И похож на нее. Она его стала носить больше на руках, нянчить. А он понял руки, и однажды как дал ей жару - всю ночь не спит, требует, чтобы носила. А ведь он не один – рядом еще три десятка малышей.
Потом стала потихоньку его меньше баловать, отучать от рук. Рассказала о малыше дома, дочка уже подросла, начала её просить мальчика себе забрать… Что делать? Пришлось ей сказать, что мальчика забрали в семью. Он был из Прибалтики. Фамилия Скаталаус.
Некоторых усыновляли. Распределяли малышей по всей стране, где были места. Много было сирот. Но все были умные, а потом, после 70-х, пошли уже дети с недостатками. И физическими, и по развитию. Я очень много знаю случаев, но это всё не описать, надо рассказать. Был и случай, когда у глухой женщины забрали сына, чтобы научился говорить , а она не верила, что отдадут, приходила, плакала, просила показать, поиграть с ним. Мама тоже нарушала правила:
- Пущу ее ночью, она посидит, посмотрит, как он спит и всё. Уходит успокоившаяся.
А малыш быстро заговорил и его вернули матери.
А ещё двух близнецов забрали грузины, приехали за мальчиком, а увидели двух одинаковых и давай просить их. Пошли им навстречу - отдали А на следующий год они приехали с ними в Дом ребенка, показать детей. Такие пацаны - загляденье!
Привезли флягу меда, игрушки, гостинцы для всех детей этой группы.
Молодых мам, что отказывались, уговаривали остаться хотя бы кормильцами. Платили зарплату и проживание давали при доме ребенка. Кормилица кормила тогда несколько детей, которые слабее. Иногда некоторые мамы потом осознавали и забирали своих деток.
Молоко грудное принимали за деньги у населения. После войны с питанием было слабо, а потом всё стало налаживаться - лучше и лучше. Очень хорошо стали детей кормить. И печёнка, и фрукты, и говядина, всё- всё. Дети, как грибочки росли.
Мария Алексеевна была в группе Народного контроля. Кухню могли проверить в любую минуту. Никто не воровал, время было другое - честь и совесть на первом месте.
Дочь Галина росла очень добрым и веселым ребенком. Окончила Павловский техникум, вышла замуж за Колю Быкова – выпускника педучилища и укатила с ним в Новохоперск по месту распределения мужа. Как и прежде, она очень позитивный человек, настоящий мастер разговорного жанра.