Лицо, осужденное на пожизненное заключение в России, имеет право на длительное свидание до трех суток. С родственниками?
«Посадить в тюрьму насмерть» – так называли пожизненное заключение в России в 16 веке. Оно являлось заменой смертной казни до самой революции. Советская власть сочла эту альтернативу неуместной и забыла о ней на долгие годы. В середине девяностых годов 20 века Россия ввела мораторий на смертную казнь, заменив ее пожизненным заключением. Было ли это продиктовано гуманистической логикой развития страны или стремлением соответствовать европейским стандартам, сказать трудно, но ясно одно – действуя слишком поспешно, Россия не успела выработать свою собственную систему содержания под стражей пожизненно и многое заимствовала из европейских конвенций.
«Евробокий» гуманизм
Какова же система содержания особо опасных преступников «там»?
Возьмем сравнительно недавнюю ужасную историю преступления норвежца Андерса Брейвика, убившего 77 человек и получившего за это 21 год заключения. Да! 21 год! Даже не пожизненное.
Кстати, 10 лет из них Брейвик уже отсидел. Причем «самая гуманная в мире» система исполнения наказаний Норвегии предоставила в его распоряжение отдельную трехкомнатную камеру (спальня, кабинет, спортзал) с выходом по внутренний дворик, специально оборудованный для прогулок. Сейчас он пишет жалобы на холодную еду и недовольный тем, что подаваемое на завтрак сливочное масло невозможно намазать на хлеб.
Более того, «Еврогуманисты» позволили Брейвику подать на регистрацию свой политический проект под названием «Фашистская партия Норвегии и Северная Лига». Спустя еще десять лет он выйдет на свободу и, чем черт не шутит, возглавит свою партию, станет политическим лидером. Вполне возможно, что срок его наказания продлят еще на пять лет (норвежский закон позволяет это сделать). Но это вряд ли: согласно официальной статистике, в странах Западной Европы лица, осужденные на пожизненное заключение, освобождаются, как правило, досрочно. Например, в Дании «пожизненное заключение», в среднем, длится 16 лет, в Финляндии – 14 лет, а в Германии – 20 лет. Должна ли Россия следовать этим же курсом?
Евростандарт российского производства
Сегодня в России пожизненное наказание отбывают около 2100 осужденных. Они обладают довольно широкими, вполне соответствующими европейской пенитенциарной системе, правами:
· находиться не в одиночной камере, а в компании с другим заключенным (по желанию);
· дистанционно получать образование,
· смотреть телевизор по утвержденному графику,
· 2 часа в день находиться на свежем воздухе,
· трудиться в мастерской или в своей камере,
· иметь деньги и совершать покупки,
· получать две посылки и две бандероли в год,
· звонить по телефону два раза в год,
· иметь два краткосрочных 4-часовых свидания и одно длительное трехсуточное свидание в год,
· по прошествии 25 лет отбытия наказания подать прошение о помиловании,
- быть помилованным и выйти на свободу.
Следует ли из этого, что заключенным, получившим пожизненное наказание в России, живется плохо, судите сами. Наверняка, Брейвику живется лучше. Возможно, в российских условиях пожизненное не столь явно можно счесть проявлением гуманизма к преступнику, тем не менее, вопрос, является ли пожизненное заключение подлинной, настоящей альтернативой смертной казни или ее фикцией, остается открытым и у нас. Сегодня, пожизненное заключение самостоятельный вид наказания, а вовсе не замена смертной казни, но в человеческом смысле альтернатива остаётся прежней - жизнь или смерть.
Жизнь как альтернатива смерти
Альтернатива это выбор одной из двух, исключающих друг друга возможностей.
В нашем случае альтернатива – смертная казнь преступника или дарование ему жизни, в самом простом понимании – возможности дышать, думать и смотреть на небо. При этом обязанность обеспечивать его водой, пищей, одеждой берет на себя государство. Можно даже согласиться с тем, что и для преступника вода должна быть хорошего качества, воздух чистым, а пища не скудной, коль скоро мы гуманисты. Тому, кому жизнь дарована как альтернатива неминуемой смерти, этого должно быть вполне достаточно. Если добавить к этому еще медицинское обеспечение, то достаточно даже для долгой жизни.
Однако государство принимает на себя обязательство содержать преступника пожизненно, установив определенный режим, именуемый «пожизненное заключение». И это не просто жизнь, это, если позволите, жизнь с набором качественных характеристик, где вода, воздух и пища дополнены: свиданиями, передачами, телевизором, и денежными знаками.
Более того, у преступника есть надежда быть помилованным после отбытия 25 лет наказания.
И что дальше? На свободу с чистой совестью? Пожизненное заключение оказывается временной альтернативой отнюдь не временной смерти.
Вернемся к примеру с Брейвигом и положим на одну чашу весов жизни убитых им людей, а на другую, права и интересы самого убийцы, не его жизнь, а именно его права и интересы: право на свидание, передачу и другое. Могут ли весы правосудия оказаться в равновесии?
Лично я считаю, режим пожизненного наказания, предложенный еврогуманистами, несправедлив и направлен не на защиту интересов большинства, добропорядочных граждан, а, скорее, на защиту интересов меньшинства – преступников. Типичный европейский подход. Во всяком случае, такой вывод напрашивается.
Подходит ли этот путь России? Ясно лишь, что режим пожизненного заключения, в том виде, каком он существует сейчас, нуждается в изменении и доработке. В какой?
Пишите комментарии и высказывайте свое мнение
Читайте другие материалы, подписывайтесь на канал.
Мы В контакте: https://vk.com/@-205534722-pozhiznennoe-zakluchenie-vremennaya-smert