Для современных россиян совершенно привычен тот факт, что в России есть разные регионы - области, края и республики. Последние имеют свою особенность - они как бы "принадлежат" определённым народам, входящим в состав России. Разные народы живут в России уже много веков, но национальные республики стали появляться лишь сотню лет назад. Почему они возникли и в чём смысл их существования, я расскажу вам в сегодняшней статье.
Народы России и государство до революции
Народы, живущие сегодня в нашей стране, оказывались в составе России по-разному. Если не углубляться в подробности, то можно сказать, что одни народы приходили к России за поддержкой и покровительством, а к другим Россия пришла сама - в процессе присоединения новых территорий. Народы, добровольно принявшие российское подданство - например, башкиры и калмыки, долгое время сохраняли свою собственную политическую структуру. Национальная знать представляла интересы народа перед российским императором, а тот, в свою очередь, отдавал все внутренние дела народа на усмотрение национальной элиты. Взамен на самоуправление эти народы обязывались охранять границы России и поддерживать её политику. Если же речь идёт о народах, которые оказались в составе России вместе с новыми территориями - как, например, народы Сибири, то здесь роль национальных элит была гораздо меньше. Политика царской, а затем императорской, власти была направлена на экономическое подчинение всех "инородцев". Местные чиновники вели учёт коренного населения и собирали с него налоги. В сохранении и тем более создании каких-либо сложных политических структур у аборигенных племён российская власть была не заинтересована. Тем не менее, традиционные политические структуры сохранялись, и иногда коренное население присоединённых территорий могло вступать в диалог с властью, ощущая себя политическим субъектом. Так, например, произошло в начале XVIII века, когда племя хори-бурят, устав от притеснений со стороны русских чиновников и военных, отправило делегацию к Петру I с просьбой о защите своих земель от посягательств.
С ходом истории российское государство меняло своё отношение к вопросу о самоуправлении инородцев. Так, в XIX веке в Сибири появились степные думы. Это были органы самоуправления коренных народов. В степных думах работали представители местных народов, при этом думы были встроены в систему государственного управления и подчинялись губернатору. Во главе степных дум обычно стояла родовая знать. Таким образом национальная элита получала статус чиновников.
К началу ХХ века в Российской империи прошли реформы, направленные на упразднение самоуправления коренных народов. Для государства стала невыгодна система взаимоотношений с инородцами, которая позволяла "консервировать" этнические сообщества, наделяя их собственной территорией и относительной автономией в решении внутренних вопросов. Требовалось развивать экономику, для чего, в том числе, планировалось постепенно "отучать" коренные народы от их традиционных видов деятельности. Также в связи с перенаселением Центральной России усиливался процесс переселения русских на территории проживания коренных народов. В последние десятилетия существования Российской империи появилась идея "русификации" всех народов, что должно было укрепить единство страны и помочь её дальнейшему развитию. Однако в ответ на все эти действия государства у национальных меньшинств стали появляться собственные политические проекты...
Национальные движения: от культуры до государственности
К рубежу XIX-XX веков у многих народов России формируется собственная интеллигенция. Это была совершенно новая для них социальная группа, которую составляли люди, знакомые с западной культурой. Глядя на достижения европейских и американских наций, а также на русскую культуру, эти люди задавались вопросом о судьбе собственного народа. При виде стремительного развития капиталистических обществ представители национальных меньшинств начинали опасаться, что их народы в будущем могут просто исчезнуть - их подавят большие нации. Чтобы сохранить свою культуру в меняющемся мире, нужно было меняться самим. Так возникло просветительское движение.
Просветители стремились распространять образование, науки, литературу, искусство. Они открывали школы и типографии, сами были были учёными и писателями, создавали для своих народов письменности и новую культуру, обращённую в будущее. Главной целью просветительства было разорвать замкнутость традиционной культуры и поставить малые народы в один ряд с крупными нациями. Собственно, именно просветители были первыми, кто заговорил о своих народах, используя слово "нация" в значении "политическая общность", "субъект мировой истории и политики".
Не будем забывать, что возможности для развития национальных меньшинств в Российской империи были ограничены. Сколь бы ни были грандиозны планы просветителей, в условиях абсолютной монархии и дискриминирующей инородцев политики государства построить настоящие нации с современной культурой было невозможно. Национальная интеллигенция стала осознавать, что народам России необходимы политические права и свободы наравне с русским народом. Поэтому просветители вставали на сторону демократических сил, ожидая, что смена государственного устройства в России даст национальным меньшинствам возможности для полноценного развития.
Когда в 1917 году произошла революция, наконец-то появилась реальная возможность воплотить проекты нациестроительства. Просветительство в это время переросло в национально-политическое движение, конечной целью которого было обретение собственной государственности. От Кавказа до Сибири создавались органы самоуправления коренных народов с проектами новых национальных государств. После Октябрьской революции по всей стране началась борьба между пришедшими к власти большевиками и их противниками. Одновременно с этим шла борьба национальных меньшинств за политическую автономию. Временное правительство так и не предприняло никаких конкретных мер для реализации права народов на самоопределение, поэтому положение народов России оставалось неопределённым. Если для русского народа Гражданская война была противостоянием "красных" и "белых", то для национальных меньшинств России зачастую отстаивание собственных интересов было важнее борьбы конкретных политических сил. Враждующие стороны же использовали "национальный вопрос", чтобы привлечь к себе коренное население. Постепенно власть на всей территории России сосредоточилась в руках большевиков. Требовалось решить судьбу национальных меньшинств, учитывая, что их политическое движение за автономию оставалось весомой силой, способной дестабилизировать ситуацию в стране. И тогда был найден компромисс...
Советские республики - национальная государственность или её видимость?
2 ноября 1917 года большевики издали "Декларацию прав народов России" Вот какие права в ней провозглашались:
1. Равенство и суверенитет народов России.
2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
3. Отмена всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений.
4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Как видите, в соответствии с декларацией любой народ России мог образовать своё собственное государство. Этим правом сразу воспользовались Польша, Финляндия, Латвия, Литва и Эстония. Однако после завершения Гражданской войны советская власть уже не столь охотно признавала независимость коренных народов, проживающих в разных регионах России. Наоборот - появилась тенденция к новому "собиранию земель", которая привела к образованию Союза Советских Социалистических Республик, границы которого почти совпали с границами Российской империи.
Новая власть придумала национальные республики - форму государственности народов, которая не предполагала выхода из состава России. Эта идея привлекла национальную интеллигенцию: создание республики позволяло получить политическую автономию и одновременно с этим - поддержку советской власти, что было выгодно и могло помочь реализовать проекты национально-культурного развития. В начале 1920-х годов в Москву потянулись делегации от дагестанцев, калмыков и бурят, якутов и других народов, которые претендовали на создание своей республики. Большевики как бы заключали сделку с национальной интеллигенцией: советская власть даёт народам России долгожданную автономию, но взамен национально-культурные деятели должны принять коммунистическую идеологию и опираться на неё в своей дальнейшей работе.
Интересно, что республики были двух типов - союзные, которые входили в СССР наравне с Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой, и автономные в составе России. Образование автономных республик отчасти объясняется их географическим положением - они расположены в окружении "русских" регионов, поэтому выделять их из состава России казалось нецелесообразным. Были трудности, связанные с тем, что некоторые народы жили на большой территории, перемежаясь с другими народами. Поэтому не все национальные республики полностью покрывают территорию проживания титульного народа. Некоторые республики изначально включали в себя не один народ, как, например, Дагестан - исторически сложившаяся общность целого ряда не всегда родственных между собой народов. Иногда границы республик разделяли субэтносы одного народа - возьмём, к примеру, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкессию. На самом деле карачаево-балкарцы - это один тюркоязычный народ, а кабардинцы и черкесы - субэтносы адыгского народа. Наконец, были и народы, которые удостоились в составе России не республик, а только лишь автономных областей - как хакасы или адыгейцы. С 1920-х годов состав национальных регионов почти не менялся. Только в 1944 году в качестве автономной области в состав РСФСР вошла Тувинская Народная Республика, в 1961 году тоже ставшая автономной республикой. Впрочем, ТНР и до официального вхождения в Россию была подконтрольным большевикам государством.
Когда республики были образованы, многие руководящие посты в них заняли именно лидеры национально-политического движения. Не все они были убеждёнными коммунистами - на первом месте для них стояли вопросы национально-культурного развития. Уже в первые годы существования республик стали воплощаться в жизнь грандиозные планы. Появилось массовое книгоиздание на языках народов России, расширялась сеть национальных школ, открывались театры, музеи, научно-исследовательские институты. Казалось, что для народов России наступил "золотой век". Но уже скоро стали проявляться противоречия между интересами национальных регионов и центральной власти. Это привело к ряду протестных выступлений в 1920-1930-е годы, например - к восстанию конфедералистов в Якутии, которые требовали признать Якутию не автономной, а союзной республикой, и дать ей больше свободы во внутренней политике. В 1930-е годы начались массовые репрессии. В числе репрессированных оказались многие деятели национально-политических движений, которые стояли у истоков национальных республик. Их обвиняли в "буржуазном национализме" (то есть в стремлении к построению капиталистического национального государства) и пособничестве вражеским странам. Как правило, подобные обвинения были надуманными, а реальная причина репрессий была в стремлении избавиться от оппозиции в национальных регионах.
С тех пор у власти в национальных республиках встали люди, полностью лояльные "Центру". Если у политических деятелей начала ХХ века были собственные проекты и видение будущего народа, то новая национальная элита строила свою карьеру уже полностью в рамках советской идеологии. Это привело к тому, что фактически автономные республики больше не обладали политической автономией. Но не всё было так плохо, как может теперь показаться, и развитие национальных республик продолжалось.
Советский Союз вкладывал значительные ресурсы в развитие культуры национальных меньшинств. Правда, в обмен на эти ресурсы национальные творцы должны были оставаться в указанных им рамках. Тем не менее, сегодня все народы России с почтением и гордостью говорят о своих писателях, художниках, композиторах, театральных деятелях, живших и творивших в советское время. Национальные республики Советской России действительно были средой развития национальных культур, пусть и с идеологическими рамками.
По мере экономического развития страны национальные республики всё сильнее интегрировались в общесоветское пространство. Представителям национальных меньшинств стали доступны все те же социальные лифты, что и русским. Они стали учиться и делать карьеру не только в своих республиках, но и за их пределами. По сравнению с временами Российской империи это стало большим прорывом. Но нужно отметить, что путь к этому лежал в том числе и через ассимиляцию.
Для полноценной интеграции представителей национальных меньшинств в советское общество от них требовалось знание русского языка. Без этого человек не мог рассчитывать на получение хорошего образования и успешную карьеру, да и даже просто прочитать интересную книгу или посмотреть новый фильм. Единое культурное пространство предполагало постепенную ассимиляцию как плату за все новые социальные и экономические блага. К 70-80-м годам прошлого века народы стали осознавать потерю своей культуры и в первую очередь - языка. А национальные республики не проводили последовательной политики по поддержке национальных языков. В то время в публичном пространстве стало нормой использовать только русский язык, а национальные языки перестали изучать в школах. И сегодня потерю статуса национальных языков считают одним из главных упущений советской национальной политики и местных властей в национальных республиках.
Кроме того, постепенно национальная интеллигенция стала осознавать разрыв между реальными нуждами национальной культуры и теми идеологическими установками, которые спускали им "сверху". Советская власть хотела поддерживать образ идеального государства, в котором все народы дружно строят коммунизм, позабыв о национальных различиях. Но творческие, мыслящие люди в итоге всё равно приходили к тому, чтобы искать свои корни, иначе они ощущали бы себя "Иванами, не помнящими родства". И когда учёные, писатели и художники всё-таки докапывались до своих корней, оказывалось, что советская политика просто игнорирует многие важные элементы их национальной культуры и истории. Эти проблемы разбудили новое национальное движение, представители которого хотели добиться, чтобы национальные республики действительно служили интересам своих народов. Тут как раз распался Советский Союз и появилась возможность заново "пересобрать" свою государственность...
В поисках суверенитета
"Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить."
Борис Ельцин
Знаменитая фраза, произнесённая главой Верховного Совета РСФСР в 1990 году, положила начало "Параду суверенитетов" в России. Национальные республики спустя десятилетия решили напомнить, что они имеют право на собственную политику. Однако дальше деклараций дело в большинстве случаев не пошло. Уже в 1992 году почти все республики, входившие в РСФСР, признали себя субъектами современной Российской Федерации.
Только две республики не сразу приняли новый федеративный договор. Переговоры с Татарстаном завершились в 1994 году, и по их итогам республика получила дополнительные полномочия (ныне уже не действующие). А на территории Чечено-Ингушской АСССР возникла самопровозглашённая Республика Ичкерия, которая вступила в печально известный вооружённый конфликт с Россией. Противостояние завершилось только в 2000-е годы.
В 1990-е годы увеличилось количество национальных республик. Это произошло, во первых, из-за разделения некоторых республик (Чечено-Ингушская АСССР разделилась на Чеченскую и Ингушскую Республики), во-вторых, путём преобразования автономных областей в республики - так появились Адыгея и Хакасия.
Новое российское законодательство не дало национальным республикам каких-либо значительных привилегий по сравнению с советским периодом. Однако в 90-е годы местные власти старались всячески подчеркнуть национальный суверенитет хотя бы на символическом уровне. Например, были переименованы на национальный манер республиканские парламенты: в Адыгее он получил название Хасэ, на Алтае и в Башкирии - Курултай, в Калмыкии, Туве и Бурятии - Хурал.
В конституциях республик был закреплён официальный статус национальных языков - теперь они считаются государственными наряду с русским. Единственное исключение - Карелия, где карельский язык не смог получить статус государственного, потому что в нём используется латиница, а по закону все государственные языки России должны пользоваться кириллицей.
Пожалуй, самое яркое проявление суверенитета национальных республик в современной России - это возможность устанавливать собственные праздничные дни. Теперь жители мусульманских республик могут на зависть остальным россиянам законно отдыхать в день Курбан-Байрама, а жители Калмыкии, Тувы и Бурятии - в первый день нового года по лунному календарю.
Нужны ли национальные республики сегодня?
Такой вопрос иногда можно услышать в современной России. Обычно он исходит от политиков, считающих национальные регионы угрозой единству страны. С другой стороны, можно посмотреть на ситуацию и с точки зрения национальных меньшинств - помогают ли им национальные республики защищать свои интересы?
Как мы уже разобрались, политического суверенитета национальные республики в России почти никогда не имели. Все они находятся в такой же зависимости от федеральной власти, как и "русские" регионы. А как обстоят дела с развитием национальной культуры?
В начале 90-х во всех республиках строились грандиозные проекты по возрождению национальной культуры - языков, религий, литературы, искусства. Но в полной мере воплотить их нигде не удалось. После распада СССР исчезли идеологические ограничения, но вместе с этим значительно уменьшились ресурсы государства, направляемые на развитие культуры национальных меньшинств. Некоторые республики оказались более успешны в этой сфере благодаря наличию у них богатых природных ресурсов и грамотного руководства, поставившего национальную культуру в приоритет - например, Татарстан и Якутия. В большинстве же республик сложилось противоречивое положение - появилась свобода действий и море планов, но исчезли ресурсы для их реализации.
Самая главная проблема, которая до сих пор не решена в национальных республиках - это проблема сохранения языков. Придание языку государственного статуса - это всего лишь формальность. Для развития языка нужна языковая среда, а её уже приходится воссоздавать чуть ли не "с нуля". И средств на это не находится. Естественная языковая среда была разрушена в результате ассимиляционных процессов советского периода, которые продолжаются и по сей день. Кроме того, в большинстве республик значительную часть населения составляют русские, индифферентно относящиеся к языку и культуре коренного народа. Это тоже последствия советского времени, когда массы людей мигрировали по стране в связи с индустриализацией, большими стройками и распределением после учёбы. Когда коренные народы не составляют большинства населения региона, республика фактически не может защищать их культуру от ассимиляции. Последний раз эта проблема громко прозвучала после того, как на федеральном уровне запретили делать национальные языки обязательным предметом для изучения в школе. Так республики потеряли ещё один инструмент для сохранения национальной культуры и вновь заставили сомневаться в целесообразности своего существования.
Тем не менее, система учреждений национальной культуры, созданная в советское время, продолжает функционировать и даже развиваться. К традиционным театрам, музеям, издательствам и библиотекам сегодня добавляются национальные киностудии и телеканалы, которые обычно не могут существовать без государственной поддержки. Если посмотреть на положение дел объективно, мы поймём, что политическое значение национальные республики в России потеряли сразу вскоре после своего создания, а вот культурное их значение устойчиво сохраняется уже сто лет.
За это время выросло несколько поколений, которые привыкли воспринимать свой народ в неразрывной связи со своей республикой. Национальные республики стали ощущаться "домом", "своей землёй" для многих народов России. Даже если как политический институт республика не может обеспечить всестороннее развитие нации, она даёт для нации пространство, в котором развивается её культура. Сегодня республики обычно и не воспринимаются их жителями как политическое явление - скорее как единство территории и культуры. На этой территории творится национальная культура, и творит её не только условное "министерство культуры", но и все, кто не равнодушен к судьбе своего народа. А республика стала символом, который поддерживает образ нации в сознании людей и символически защищает культуру от ассимиляции - в этом состоит значение национальных республик для народов России сегодня.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам было интересно, вы можете поддержать канал лайком и подпиской, а также оставить комментарий.
Читайте также другие публикации о культуре народов России:
5 сайтов о культуре народов России
"Татарская антиутопия" Гаяза Исхаки: почему он предрекал своему народу вымирание?
Как народы России обретали письменность: 4 основных пути
О чём был отменённый в Башкирии спектакль?
Что пошло не так в конкурсе на создание новой бурятской оперы?