Монументальный триптих увековечил историю Второй мировой войны в металле и камне
Пожалуй, сегодня мало кто знает, что Магнитогорская скульптура «Тыл – фронту», является частью композиции, расположенной на расстоянии в несколько тысяч километров. Она задумывалась как триптих, но я бы к ней добавила и четвертую, но обо всем по порядку.
Первая часть композиции «Тыл – фронту» - рабочий передает меч советскому солдату. Скульптура символично ориентирована с востока на запад, откуда пришла война. Памятник не случайно установлен в Магнитогорске – каждый второй танк и третий снаряд был выпущен из магнитогорской стали. Выкованный на Урале меч, идет по стране и высоко поднимается в Сталинграде, где советские войска одержали первую переломную победу. «Родина-Мать» с высоко поднятым мечом – вторая часть композиции, расположенной в Волгограде (он же Сталинград) на Мамаевом кургане.
Опускается меч в Германии в Берлине, где Великая Отечественная война закончилась, здесь установлен третий монумент «Воин освободитель».
Интересно, что, в отличие от войны, триптих создавался в обратном направлении. Первый монумент «Воин освободитель» был установлен в 1949 году в Берлине. Его высота составила 12 метров, вес 70 тонн.
Работы по установке монумента «Родина-Мать» завершились на Мамаевом кургане в 1967 году, высота скульптуры составила 85 метров. Последний – третий монумент был установлен в Магнитогорске в 1979 году. Высота скульптуры «Тыл – фронту» составляет 15 метров.
Любопытная деталь, авторами магнитогорской композиции выступили - скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Скульптором композиций «Родина-Мать» и «Воин освободитель» стал Евгений Вучетич совместно с другими специалистами в области архитектуры и строительства. Но, мало кто знает, что у Вучетича есть еще одна работа, связанная с мечом – «Перекуем мечи на орлана». Она символизирует призыв перейти от распрей и вражды к мирной, созидательной жизни. Скульптура установлена в 1957 году в Нью-Йорке (США) у здания ООН.