Найти тему

Линейный мат. Тема 8

Диаграмма 85
Диаграмма 85

На диаграмме 85 представлен линейный мат. Его обычно показывают начинающим шахматиста на одном из первых занятий. Но часто приходится видеть, как уже мастеровитые игроки забывают об этой позиции! Нет, конечно, они не забывают саму позицию линейного мата, они забывают, что линейный мат может быть мотивом многих комбинаций, которые им оканчиваются. Вот, взгляните на несколько несложных примеров, хотя наверняка они покажутся вам на первый взгляд не такими уж простыми.

Диаграмма 86
Диаграмма 86
Диаграмма 87
Диаграмма 87
Диаграмма 88
Диаграмма 88

В первую очередь взглянем на диаграмму 86. Весьма скудное прикрытие белого короля делает их позицию подозрительно опасной, в то время как черный король уютно спрятался в углу и довольно «прижимается» бочком к своей ладье. Но на самом деле теснота бывает тоже губительна: 1.Фh7!! (линейный мат можно ставить не только по горизонталям, но и по вертикалям!) 1…Крh7 2.Лh3!# и любимая ладья короля погубила его.

А вот что бывает, когда одна из сторон «расслабляется» в абсолютно выигрышном положении (диаграмма 87). У черных большой материальный перевес, но они махнули рукой на своего короля, ошибочно полагая, что силы белых и так почти иссякли. Ход 1.Фе5! заставил их раз и на всегда запомнить, что присутствие на доске тяжелых фигур – всегда опасность для короля: 1…Фе5 2.Ла8!+-.

Даже в эндшпильных позициях не стоит забывать о безопасности своего предводителя. Особенно это значимо, когда на доске еще присутствуют все 4 ладьи, пускай все остальные фигуры уже разменяны. В позиции на диаграмме 88 белые решили, что пора бы последовать эндшпильному правилу «король в эндшпиле должен стремиться к центру» и пошли 1.Крf4. Но они не учли, что при всех «живых» ладьях это может плохо кончится: 1…Лh8! (уже грозит линейный мат 2…Лh4Х) 2. Лd7 Kpc6 3.Лd4 Лeh3! (такой же ход последовал бы и на 3.Крg4). Белый король попался, защиты от 4…Л8h4# не наблюдается.

Немного сложнее обстоит дело, когда фигур на доске еще много. Просто при этом резко увеличивается количество различных возможностей, и можно просто не вспомнить о таком мотиве, как линейный мат. Так и случилось в позиции на диаграмме 89, где белые, заигравшись, напрочь забыли, что такой мат возможен. Черные пошли здесь 1…Ch3!! После этого хода у белых сложилось такое ощущение, что черные «подставили» слона, но после взятия 2.Сh3 последовало еще и 2…Фh3!! и все стало ясно – 3.Крh3 Лh6! и мат следующим ходом. Такой мат не каждый даже опытный шахматист сразу распознает!

Очень занимательная позиция представлена на диаграмме 90. Белые имеют 3 лишние пешки и, казалось бы, вот-вот добьют соперника 1.Лf8! Kph7 остается только выбрать, как же победить. Можно срубить ферзя, ведь ничего страшного в 2.Лс8 Сf3 3.Kph2 совершенно нет, можно еще и со слоном лишним остаться после 2.Фе4 Се4 3.Се4, а затем еще и ферзя «с8» прихватить. Но почему бы просто не шахнуть слоном 2.Се4??, кажется, так самое простое… Однако, этого только и ждали черные 2…Фf5!! Удивительный ход! Слон связан, да к тому же еще и перекрыл 4-ую горизонталь! На 3.Лf5 – Лh4!Х, а после 3.Сс6 – Фh3Х, других нормальных защит не видно. Невероятная развязка!

В позиции на диаграмме 91 сильно бросается в глаза удаленность двух белых фигур – ферзя и коня – от основного места событий. А значит, на стороне черных перевес в атаке! Хороший повод для комбинации, а, учитывая открытость белого короля – комбинации на линейный мат 1…Фh2! 2.Крh2. Теперь из всех защитников белого монарха остался один лишь слон, но он явно не справляется с мощью черных башен 2…Лh6! 3.Фе8 (ферзь подоспел слишком поздно) 3…Kf6 и, хотя мата не получилось, белым не избежать больших потерь после 4.Фе6 Крh8-+.

Диаграмма 89
Диаграмма 89
Диаграмма 90
Диаграмма 90
Диаграмма 91
Диаграмма 91

Как уже было сказано, ограниченность сил не помеха в построении линейного мата, главное, чтобы присутствовали основные действующие лица – тяжелые фигуры. Вот еще один пример на эту тему (диаграмма 92). Вроде и сил-то почти не осталось, но король черных «продувается» всеми ветрами, и, того и гляди, будет «сдут» белыми ладьями. Так и вышло: 1.Лg1 Kph6 (временная передышка королю, жаль что продлится она очень не долго) 2.Сf8! Лf8 3.Лd3! «Не получилось с одной стороны, зайдем с другой! Мы же ладьи!», – и черный король упал.

Диаграмма 92
Диаграмма 92
Диаграмма 93
Диаграмма 93
Диаграмма 94
Диаграмма 94

Отличным «трамплином» для решающей переброски ладьи нередко служат полуоткрытые вертикали (диаграмма 93). 1.Лh7! Kph7. Как же поставить мат такому «голому» королю? Выводить слона – слишком долго, целых 2 хода. Черные успеют соорудить защиту… А может скакнуть по «трамплину»? 2.Лd4! Главное – четко рассчитать, на какую высоту подпрыгнуть. Подпрыгнешь низко – не попадешь куда надо 2.Лd3? Кf6! и поле «h3» бито слоном. Подпрыгнешь высоко – кто-нибудь перехватит 2.Лd5 Ke5. Но если подпрыгнешь как надо, то уж точно попадешь в цель! 1-0.

И на последок – пример прекрасной атаки на короля, главный мотив которой, конечно же, линейный мат (диаграмма 94). Бастионы черных пешек надежно скрывают короля. Но у белых много тех, кто готов принести себя в жертву ради того, чтобы вывести черного короля на «чистую воду». 1.Kf6!! gf 2.Ch7!! («чистое поле» вокруг короля – раздолье тяжелым фигурам!) 2...Крh8 (черные не решились совсем оголить короля, после 2…Крh7 3.Фh5 Kpg8 4.Лg1! белые и матом по линии «h» угрожали и могли еще мат ферзем на «g7» при поддержке пешки соорудить). 3.Лh4! Kpg7 4.Фс1!!

«Тише едешь – дальше будешь!», «тихий» ход белых с «громкой» угрозой Фh6) 4…Kg8 (отчаяние) 5.Сg8 Kpg8 (все-таки поле очистилось, и ладьи наносят решающий удар) 6.Лg4 Kph7 7.Лb3! и все кончено. Захватывающе!

Надеемся, что теперь вы заметите линейный мат в любой стадии партии!

Задания для совместного решения с преподавателем

-11

Подсказки

№95 – как хочется поставить линейный мат… А кто, собственном, мешает?

№96 – короля – раздеть, отрезать... Ну и не забыть заматовать.

№97 – вместо отличного Фg2! и Kf4= черные решили победить 1…Кh4?

№98 – уже всё «заведено», осталось отрезать и «вдарить» – действуйте!

№99 – король прижат, ферзь связан, дело за малым – за матом.

-12

Решения упражнений из рубрики "Задания для совместного решения с преподавателем" ищите в нашем телеграмм-канале: https://t.me/chesschamion42

#детские шахматы #шахматы для всех #шахматы #шахматный клуб чемпион #шах и мат #шахматные уроки #тренер по шахматам #обучение шахматам #игра в шахматы #шахматы кузбасс