«В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла!»… Если, согласно социологии, слов государственного гимна России не знают более 50% населения — то это музыкальное произведение обладает почти стопроцентной узнаваемостью, спеть куплетики способен любой гражданин бывшего СССР.
Точно никто не упомнит, когда «Ёлочку» стали петь массово, но в салонах небогатых дворян, разночинцев и мещан её музицировали ещё до Революции, начиная с 1904 года. В современном исполнении произведение громыхнуло уже на весь мир в 1964 году, когда Морозко (осматривая свои владения) в одноимённом фильме Александра Роу спел два куплета «Ёлочки».
Но это было лишь официальное всенародное признание любимой песенки, которую неокрепшими голосами горланили в каждом детском саду и начальной школе на утренниках по поводу новогодних праздников. Путь произведения №1 был очень непрост, мы имели все шансы исполнять совсем другой репертуар под новогодними ёлочками…
Появление.
В 1903 году, специально к Рождеству, в журнале для детей «Малютка» было опубликовано стихотворение «Ёлка», подписанное инициалами А.Э. Вот как оно выглядело:
Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Всё звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.
* * *
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зелёная была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.
* * *
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зелёная?
* * *
Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везёт лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок...
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.
***
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!
Итак, что это такое? Популярный в те годы полный сценарий рождественской игры, когда дети должны «заслужить» подарки и сласти, висящие на праздничном дереве. Дружно и весело петь. Из нашего новогоднего бестселлера здесь всего два куплета.
Неизвестно, насколько эту игру освоили в 1903-м, но через два года один из экземпляров журнала «Малютка» попал к Леониду Карловичу Бекману (1872-1939 гг.), музыканту-любителю и агроному, славившемуся в Москве своей весьма успешной тягой к сочинительству популярных мотивов.
Его семья тогда жила в постоянном страхе перед бушующей на улицах Москвы революцией, замкнувшись в четырёх стенах. Чтобы развлечь любимую дочь Верочку, Леонид Карлович перелопатил все чуланы у себя и соседей в поисках музыкальных нотных сборников и детских журналов. Раскрыв номер «Малютки» от 1903 года, начал петь «Ёлочку», на ходу музицируя.
Девочка была в восторге, а супруга Бекмана, Елена Александровна Бекман-Щербина (1881-1951 гг.), известная пианистка, профессор Московской консерватории… выбрала эту короткую песенку для сборника «Верочкины песенки», которые были спеты семьёй в долгой революционной «осаде». Вот как об этом вспоминает сама Елена Александровна:
«Чтобы не забыть мелодию, я записала её, так как автор на этот счёт был «неграмотным» — просто не знал нот. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. И, чтобы не переписывать их без конца для наших знакомых, решили — пусть будет сборник с рисунками и силуэтами».
Так появился сборник «Верочкины песни», выдержавший за короткий срок четыре издания. А потом и второй сборник «Оленька — певунья» для второй дочки. Книжки имели большой успех. Песенки одобрили замечательные музыканты того времени — Танеев, сёстры Гнесины, Скрябин. Рахманинов, однажды встретив госпожу Бекман после концерта, спросил: «Почему вы так мало пишете? У вас такие прелестные песенки!».
Автора!
3 августа 1878 года у чиновника Московского почтамта Адама Гедройц и его любимой Софочки родилась дочь Раиса. Это была типичная семья из древнего, но обедневшего литовского дворянского рода, давно жившая в патриархальной Москве. Шумное и хлебосольное семейство. Денег хватало на прислугу, частые праздники и организацию домашних спектаклей. Старшая Раиса (а ещё были три младшие сестрёнки) уже в гимназии начала писать стихи для детей.
Отличаясь небывалой скромностью, попробовала под разными псевдонимами отправить свои незатейливые произведения в несколько детских журналов. Удача повернулась к ней лицом с первой попытки: в 1896 году «Малютка» напечатал её посвящение «Ручейку». На следующий год простые и душевные стихотворения уже разместили на своих страницах конкуренты — «Светлячок» и «Подснежник»… Кто именно присылал — было неизвестно, Раиса Гедройц никогда не оставляла собственного имени, лишь различные инициалы.
В 1899 году в журнале «Русская мысль» было опубликовано её единственное произведение для взрослых — повесть «Лери», где описывалась трогательная история отрочества и юности застенчивой девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему гвардейскому офицеру. Произведение… не заметили, это было очередной «дамский романчик».
В 1902 году случается трагедия — внезапно умирает отец Раисы. Семья сталкивается с огромными финансовыми проблемами, старшая дочь идёт работать гувернанткой к 50-летнему князю Алексею Ивановичу Кудашеву, вдовцу, очень тяжело пережившему смерть жены.
Заботу о его наследнике и доме взяла на себя Рая, через три года… получив предложение руки и сердца нанимателя. Так молодая гувернантка Раиса Гедройц стала княгиней Кудашевой. В новом социальном статусе почти забыв о своих стишках…
Как-то богатая и элегантная дама Раиса Адамовна с мужем и приёмным сыном отправились в Санкт-Петербург. Соседями по «классному вагону» оказались довольно шумные попутчицы: бабушка и её внучка из купеческой семьи. Малявка очень скоро перезнакомилась со всем вагоном, была приглашена «к чаю с пирожными» в купе князя и княгини Кудашевых.
Бабушка нахваливала таланты внучки и попросила развлечь почтенную публику. Неожиданно девчушка запела чистым голоском: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла»…
— А что же это за чудесная песенка? — спросила Кудашева с замиранием сердца, узнав собственные стихи.
— О, это знаменитая рождественская… из альбома композитора Бекмана. Он называется «Верочкины песенки». Просто клад для домашнего музицирования!
Князь Кудашев ухмыльнулся и сложил газету, торжествующе глядя на обожаемую супругу. Он знал, что ещё гувернанткой Рая написала стихи «Ёлочки» для его сына Алёши и его друзей, но что тайком потчевала детские журналы своими произведениями — был не в курсе.
Наступил страшный 1914-й… Наследник князя Кудашева, приписав себе год… сбежал на фронт. Отец не выдержал переживаний, слёг и вскоре умер от сердечного приступа. Спустя месяц пришло другое трагическое известие — мальчик погиб где-то в прусских лесах вместе с армией генерала Самсонова. Княгиня замкнулась в себе, провела всю войну затворницей. Столь же равнодушно встретила революцию…
Неожиданное признание.
После гражданской войны, тщательно скрывая свой дворянский титул, Раиса Адамовна устраивается на службу рядовым библиотекарем. Но постоянно слышит свою «Ёлочку» на каждый Новый Год. Сначала её поют негромко, но после 1933-го, когда праздник стали отмечать официально, — плотину прорвало.
Все рождественские репертуары были запрещены новой властью, а идеологически стерильная песенка «неизвестного автора» обрела небывалую популярность.
Что было дальше… не знает никто. В биографии Раисы Кудашевой нет информации, но существуют две легенды. Однажды в кабинет Максима Горького (по другой версии — Александра Фадеева) постучала пожилая женщина, сообщив: хотела бы вступить в Союз Писателей СССР. Тот попросил назвать её великие литературные труды… Женщина ответила: «Я писала только тоненькие книжки для детей».
Когда Горький сообщил, что тут серьёзная контора для серьёзных литераторов, женщина молча пошла к выходу. На пороге обернувшись: «Может быть вы слышали одно моё стихотворение?», прочла знакомые всей стране строчки «В лесу родилась ёлочка…». Так или иначе, но оба великих писателя немедленно приняли Кудашеву в Союз писателей.
Но авторство «Ёлочки» было раскрыто лишь в 1941 году. Раисе Адамовне исполнилось 63 года, когда в дверь её квартиры постучала принципиальная и дотошная составительница «Сборника стихов и песен к новогоднему празднику для подрастающего поколения» Эсфирь Эмден. Ей сообщили несколько легенд в Союзе Писателей, кто является возможным автором праздничного хита страны, но никакими документами (выплат авторских, к примеру) организация не располагала.
Эсфирь пошла на хитрость. Принесла Раисе Адамовне текст своего сборника, попросила выступить редактором. Слово за слово… так установилось авторство стихотворения. «В лесу родилась ёлочка» была внесена во все официальные и бухгалтерские книги, песня стала исполняться с указанием авторов. Это спасло Раису Кудашеву в голодные военные годы от неминуемой смерти, кстати. Авторские отчисления были немалыми…
Раиса Адамовна Кудашева за свою творческую жизнь создала около 200 песенок, сказок, рассказов. После войны долго не могла начать работать, но с 1948 года её настоятельно просили публиковаться, истерзанной стране требовалось что-то доброе, простое, детское… Так появились огромными тиражами и переизданиями сборники её произведений: «В лесу родилась ёлочка», «Ёлка», «Лесовичок», «Петушок» и многие другие.
Но по настоящему громкая слава настигла Раису Адамовну лишь в 50-е годы. Были напечатаны два интервью в газете «Вечерняя Москва» и журнале «Огонёк». Публикация в последнем стала наиболее громкой, беседу со скромнейшей 80-летней старушкой записывал будущий «отец Электроника» Евгений Велтистов.
Новогодний выпуск «Огонька» 1958-го года обернулся для писательницы мешками писем со всего Союза… Её умоляли посетить школы, детские сады, пафосные мероприятия. Но было слишком поздно, Раиса Адамовна уже тяжело болела. Писала своей подруге Анне Ивановне Сытиной:
«Я стараюсь крепиться и не падать духом. Не по силам я затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне».
Умерла она 4 ноября 1964 года в Москве. А в наши времена на могиле Раисы Кудашевой Пятницкого кладбища была установлена плита, с легендарной строчкой: «В лесу родилась ёлочка»…
Что можно сказать о культовом произведении ещё? Музыкальные критики раскопали: самоучка-композитор Бергман не является единственным автором мелодии, он её воспроизвел на популярный мотивчик песенки шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» (1898 год). А та мотивчик услышала в Германии, студенты нечто похожее распевали с начала XIX века…
Но это ничего не меняет. «В лесу родилась ёлочка» — типичный пример того, как одно бессмертное произведение затмевает все прочие творения автора. Феномен бешеной популярности простой и незатейливой песни так и не объяснили искусствоведы, критики, исследователи. И вряд ли у них это уже получится. Ёлочка самостоятельно продралась через все невзгоды, революционное лихолетье, войны…
Просто пришлась по душе десяткам миллионам людей. Никогда не умрёт…Судя по тому, как её под моими окнами горланили сегодня ночью. Взрослые и молодые голоса…
#раиса кудашева #в лесу родилась ёлочка #новогодние песни #история россии #детские песни