Лана Курлянд - католическая паломница из Риги. С чего всё началось - рассказ ЗДЕСЬ
Паломник и диета – вещи несовместные
Самое изумительное в таких хождениях – отношение людей. Стоит им узнать, что перед ними паломница, как меняется выражение глаз. И все сразу кидаются меня кормить. Зовут в дома, суют в дорогу булочки и бутерброды, разные вещи: «пригодится». Причем речь совсем не обязательно о набожных людях.
На заправке близ какой-то деревни я села на лавочке кофе из термоса попить. А там местные пьяницы расположились: видно, это у них вроде клуба. Узнав, кто я и куда иду, бросили шапку, собрали денег – бери, пригодится. Дальнобойщики, предлагавшие подвезти, заслышав слово «паломница», сразу начинали угощать съестными припасами, захваченными из дома. Или – на большой скорости уезжают и возвращаются с мороженым. Я все брала, что дают, невозможно отказать. Как успокоил меня священник: «Это тебе «на бензин».
Был дивный случай в Шяуляе. Я к тому времени уже обзавелась палаткой и шла в Тракай: к образу Богоматери, с которого писали аглонскую копию.
Монастырь, на который рассчитывала, оказался закрыт, – все уже спать легли. И я поставила палатку возле церкви. Какая-то женщина, выгуливавшая собаку, очень за меня переживала: как, ночью на улице?! В шесть утра слышу, кто-то царапается снаружи. Это она принесла мне горячий завтрак: «Кофе в постель».
И совершенно не мешало, что по-литовски я не говорю, по-латышски могу вымолвить разве только «Лабвакар! Ес эсму светцельниекс» - "Добрый вечер! Я паломник". Вообще никаких языков не знаю, но в Польше прекрасно общалась с поляками.
В тот год я решила отправиться паломницей в Ченстохову, правда, не пешком, а на велосипеде. Была уверена, что надо только пересечь Латвию и Литву, а там уже и рукой подать. Накануне отъезда купила карту. И лишь тогда поняла, на какое путешествие замахнулась: Польша – огромна, а Ченстохова находится в самой дальней ее точке. Мне предстоял путь почти в тысячу километров…
Слушайте, я в своей жизни столько не ела. Еще в Каунасе в монастыре сестры завалили меня в дорогу канапками. Поляк в Варшаве, у которого я просто спросила дорогу, повел домой, накормил, и его жена дала с собой канапки. «Спасибо, у меня есть уже!» -- «Нет, бери, то ж мои канапки!» Наконец, в самом Ченстохове сестры в монастыре кормили меня каждый раз как видели.
Народу там собралось – в двадцать раз больше, чем в нашей Аглоне. Праздновали 350 лет чудесной обороны Ясной гуры. В часовню не пробиться, а меня сестры провели через ризницу. Ближе к образу был только епископ.
Полная непредсказуемость – самое притягательное в такого рода путешествиях.
Было как-то, что я шла в одно место, а попала в другое. В тот год я ходила в литовский город Алксненяй на торжество Успения Божьей Матери. На дороге останавливается автомобилист: подвезти? Нет, спасибо, я паломница, пешком хожу. Произношу привычно то, что всем водителям говорю: «Ваша машина раз в год проходит техосмотр, и человеческой душе это тоже необходимо». Такое объяснение – самое для водителей доступное, обычно после вопросов не бывает. А этот не отстает: «И куда идете?» В Алксненяй, в церковь. «Но там нет никакой церкви!» Как нет, если я раньше там была и сама видела. Он удивился, хлопнул дверцей и уехал. Вскоре возвращается: «Съездил и посмотрел – церкви нет». У меня шок. А он спрашивает: «Какого района ваш Алксненяй? Это важно». Оказывается, в Литве поселки и городки с одинаковыми названиями – не редкость.
Выходит, я все перепутала. До нужной церкви – триста с лишним километров. Праздник завтра, а я стою посреди чистого поля. Водитель говорит: не переживайте, идите в Пабяржи, там отец Станислав, удивительный священник, сталинские лагеря прошел, к нему приезжают отовсюду, даже из Японии, у него и отец Александр Мень был. И я пошла. Там встретила общину детей-даунов, они священнику служить помогали. Возраста разного, но из-за общего детского выражения лица, да в облачении все походили на ангелов. Отец Станислав, он совсем уже старенький был, встретил очень ласково, поселил в музее. И дал деньги, на которые я вернулась в Ригу.
Понравилось? Подпишись на наш канал, продолжение скоро!
Ирена Полторак (с) * Фото из личного архива Ланы