Сегодня дети 👦👦почти не читают или читают очень мало. И такой чудесный рассказ «Чук и Гек» Аркадия Гайдара, некогда один из любимых произведений советской детворы👦👦, остаётся невостребованным.
Конечно, это очень безрадостный факт - дети многое теряют, не читая лучшие произведения литературы. Однако, было бы даже полезнее вначале прочитать рассказ "Чук и Гек" их родителям.
А уж если родители вчитаются, если затянет их лёгкое и светлое повествование, то они потом всегда найдут возможность познакомить с ним и детей. А ещё и с экранизацией этого рассказа.
Не зря же рассказ "Чук и Гек" называют ещё и зимней волшебной сказкой.
Не все реалии рассказа "Чук и Гек" будут понятны сегодняшним детям.
Смогут ли дети нынешнего поколения понять некоторые реалии того времени, если сегодня им приходится жить совершенно в иных условиях. Им рассказ, и правда, покажется сказкой.
Что будет для современных детей в рассказе самым неожиданным и необычным?
- Во-первых рассказ начинается с того, что два брата дошкольного возраста, погодки, оставлены в квартире без взрослых, и делают всё, что хотят.
И, по-видимому, они остаются дома без присмотра взрослых постоянно, поскольку живут только с матерью. Отец-геолог работает вдали от дома, находится в экспедиции в Сибири.
В наше время оставлять маленьких детей, да ещё таких озорных, одних дома никто не решится. Родители обязательно договорятся с бабушкой или няней.
- Мальчики без опаски открывают дверь почтальонам, причём, даже не спросив: "Кто там?".
Вот почему оба брата мигом вытерли слезы и бросились открывать дверь.
Но, оказывается, это была не мать, а почтальон, который принес письмо.
- Им не запрещено в любой момент покидать квартиру, выбегать во двор. Причём, на улице - зима.
Громко завопил оскорбленный Чук и с криком: «Телеграмма! Телеграмма!» – в одном пальто, без калош и шапки, выскочил за дверь.
Почуяв неладное, вслед за Чуком понесся Гек.
Неизвестно даже – закрыли ли они входную дверь в квартиру?
Братьям, ещё даже не посещающим школу, разрешено играть с кухонным ножом и другими острыми предметами в отсутствие взрослых:
Чук смастерил себе кинжал из кухонного ножика, а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в нее гвоздь, и получилась пика
- И ещё несколько раз в рассказе можно удивиться отношению к ним матери как к большим и сознательным людям, например, когда мать оставляет их одних караулить багаж на неизвестной станции, по дороге в Сибирь.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
►►► Статья в тему:
Дети исчезают… Детей похищают… Как уберечь детей? Взрослые должны знать и выполнять правила
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
- Разве можем мы представить сегодня, чтобы купе в вагоне не закрывалось на ночь на ключ, и ребёнок мог бы свободно выйти из него и разгуливать по вагону.
Кстати, это не удивило и проводника:
Но тут прошел проводник с фонарем и пристыдил Гека, что люди спят, а он скамейками хлопает.
Проводник ушел, а Гек поспешно направился к себе в купе.
Многого современные дети даже и представить себе не смогут:
- как проехать 100 (!) км на лошадях, в открытых санях, до базы геологов;
- как ходить женщине с маленькими детьми к ручью за водой в тайге, где полно диких зверей.
И много ещё чего из описанного в рассказе "Чук и Гек" не совместимо с условиями нашей современной жизни.
Почему рассказ «Чук и Гек» называют сказкой?
Вообще-то, по всем литературным канонам, «Чук и Гек» - вполне реалистическое произведение, рассказ.
Но с волшебной сказкой он схож по структуре, то есть – состоит примерно из тех же частей, что и волшебная сказка.
Основные структурные элементы волшебной сказки:
- присказка (зачин),
- подготовительная часть,
- завязка,
- развитие сюжета,
- кульминационный момент,
- развязка,
- концовка.
Как же эти части просматриваются в совсем не волшебном рассказе?
Присказка.
Начало рассказа, присказка, хотя и не полностью совпадает со сказочной «Жили-были...», но весьма сходна с ней:
“Жил человек в лесу возле Синих гор..."
Рассказ можно как сказку читать нараспев:
"...когда наступила зима, он совсем заскучал, попросил разрешения у начальников и послал своей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости."
Подготовительная часть.
В Подготовительной части волшебных сказок нас обычно знакомят с главными героями.
В рассказе «Чук и Гек» мы также знакомимся с двумя братьями-погодками – шалунами и озорниками - и их мамой.
И внешне, и по характеру, братья разные. Однако, преодолевать им приходится одни и те же испытания, так как цель у них одна - встретиться с отцом.
В рассказе только эти братья и имеют имена - Чук и Гек, остальные персонажи называются просто: мать, почтальон, сторож, собака.
Предполагается, что столь странные прозвища - это производные от имён Серёжа (Сергей – Гек) и Володя (Вовчук – Чук). Именно так звали сыновей соседа по коммунальной квартире, в которой жил сам А.Гайдар. Фамилия этого соседа была Серёгин. И фамилия начальника геологической партии также Серёгин.
Завязка.
Завязка сообщает о поставленной цели главных героев - воссоединении семьи. Мать с детьми должна ехать в гости к отцу-геологу в Сибирь.
Но далее идёт действие, во многом сходное со сказочным нарушением запрета. Мальчики теряют телеграмму, в которой отец просит мать задержаться на пару недель и не выезжать к нему, и не говорят об этом матери.
В результате, все трое отправляются в неизвестное путешествие в Сибирь.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
►►► Статья для тех, кто отправляется с детьми в поездку:
Какие развивающие задания и развлечения использовать для детей во время поездки?
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Развитие сюжета.
Развитие сюжета рассказа, по аналогии с волшебной сказкой, связано с преодолением регулярно возникающих перед героями испытаний:
- ночью в поезде Гек путает своё купе с чужим, и устраивает переполох;
- на станции мать с детьми не встречает отец, и им самим приходится искать ямщика и добираться на базу геологов;
- на базе геологов их ожидает главная беда: избы оказываются пусты и закрыты, люди покинули стоянку.
Однако, как это бывает в сказках, герои случайно встречают верного и бескорыстного помощника, которым в рассказе оказывается сторож геологической базы.
Он предоставил семье и стол, и кров, а сам отправился на лыжах к начальнику геологической партии с сообщением о приезде гостей.
Кульминационный момент.
Кульминационный момент – исчезновение из избушки Гека, и паническое поведение матери.
В действительности же, мальчик решил спрятаться в сундуке, чтобы испугать мать и брата, но неожиданно уснул там.
На выручку опять же пришел сторож, вернее - его собака, ещё один помощник героев. Собака и отыскала уснувшего в сундуке Гека.
Далее в рассказе появляются также тотемные предметы: голубой конверт и ключ от комнаты начальника геологической партии, переданные им сторожу для размещения жены с сыновьями.
Развязка.
Развязка – воссоединение героев, встреча семьи. Геологи возвращаются на станцию, и отец обнимает жену и сыновей.
Затем, как в волшебной сказке, описывается «пир на весь мир» - праздник у ёлки всех обитателей геологической базы.
Концовка.
Концовкой являются слова Гайдара:
И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья.
Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной.
В концовке своего рассказа писатель и выразил его главную идею: показать людям - что такое счастье.
/продолжение статьи читайте здесь/
►►► Эти статьи могут заинтересовать вас: